Дети из особого мира |
15.04.2010 г. | |
Малыши с отставанием в развитии живут в своем замкнутом мире. Но – в постоянном контакте с миром нашим, который считается нормальным… Это легко понять: счастливые будущие родители с нетерпением ожидают появления малыша. Мама старается есть только самые полезные продукты, чаще бывать не свежем воздухе, не нервничать, регулярно посещать врача, чтобы свести к минимуму риски… И вот, наконец, малыш появляется на свет. Славный, крошечный, любимый…
Растет, начинает улыбаться, ходить, лопотать… И вдруг однажды выясняется, что он – не такой как остальные нормальные дети. Он отстает в развитии. Какие тому причины? Ну, кто знает… Генетическая предрасположенность, перенесенный во время беременности грипп, просто такое неблагоприятное стечение обстоятельств… От знания причины легче не становится. Факт ведь остается неизменным: ребенок не сможет жить обычной жизнью. То есть, он всегда будет отличаться от своих сверстников, ему будет сложно в коллективе, он скорее всего испытает трудности с учебой… Погрузившись в такие безрадостные мысли, можно додуматься до чего угодно. Важно сказать себе “стоп” и начать действовать. Во-первых, нужно прекратить самокопание: ученые давно доказали, что и у вполне здоровых и без вредных привычек родителей могут рождаться дети с ограниченными возможностями. Конечно, факторы поведения родителей влияют на их будущих малышей, но и если, как говорится, придраться не к чему, – не исключено, что может просто не повезти... Во-вторых, нужно понять, что и не совсем обычные дети – тоже дети, которым нужно тепло, любовь, забота, и – развитие. Тут мы добрались до того самого “в-третьих”, о котором, собственно, и пойдет речь. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции под руководством Жанны Цуциевой в Северной Осетии действует уже давно. Сейчас здесь обучаются 180 ребят с разной степени отставанием в развитии. 80 из них – дети из районов республики: они остаются в центре и на ночь. Психолог, логопед, дефектолог, врач-психиатр и психоневролог, специалисты по лечебной физкультуре и массажу, педагоги – весь этот коллектив работает с детьми изо дня в день для того, чтобы к окончанию учебы (а здесь по облегченной школьной программе занимаются в течение 9 лет) ребенок смог более или менее самостоятельно держаться на волнах взрослой жизни. – Почему более или менее? – удивляется директор Центра Жанна Цуциева. – Каждый случай здесь, разумеется, индивидуален, но мы нередко добиваемся таких результатов, которые позволяют нашим выпускникам чувствовать себя в социуме своим среди своих… – Это так, – веско подтверждает опытный психоневролог Людмила Кайтукова. – Не сразу, не просто так, не сами по себе, но наши дети способны адаптироваться в обществе. Вот, например, недавно я встретила на улице нашу выпускницу. Сразу и не узнаешь – нормальная, симпатичная девушка. Общительная и улыбчивая… Рассказала, что вышла замуж, что работает и все у нее нормально… Понятно, что норма вообще понятие относительное. Что считать нормой? Обычного, без отклонений, парня, который уже с ранних лет пробует сигареты, алкоголь, не слишком увлекается учебой? Или юношу, которому поставлен диагноз, но который старательно осваивает доступные ему школьные предметы, азартно мастерит табуретки на уроках труда и с нескрываемым удовольствием принимает участие в школьных спектаклях? Не стоит судить однозначно… Другое дело, что, конечно, детям с ограниченными возможностями действительно приходится жить в несколько ином мире. Скажем, у этих ребят практически нет шансов в будущем родить здоровых детей: почти наверняка их потомство будет с такими же проблемами, как и родители. Скорее всего им будет очень сложно найти работу. Да, после выпуска из центра они смогут поступить в специализированные училища – они есть в республике. Но дальше за их судьбу государство не ручается. Хорошо, если есть заботливые родители, которые всегда помогут… А если – нет? – В нашем центре учится много детей из абсолютно нормальных семей, – рассказывает Жанна Черменовна. – Но много и таких, которые растут в семьях неполных, малообеспеченных. Бывают случаи, когда мы обращается в органы опеки и попечительства – родителей лишают родительских прав, а ребенка отправляют в коррекционный детский дом в Дур-Дуре… Ситуации разные, нет единой формулы, чтобы вычислить дальнейшую судьбу ребенка… Все, что могут сделать в центре, максимально подготовить своих необычных учеников к тому – внешкольному – миру. – Мы работаем с детьми во всех направлениях. Здесь ребята получают лечение – в том числе и профилактическое, проходят регулярную диспансеризацию. Детей обязательно наблюдает психолог, который поддерживает каждого из учащихся в течение всего процесса обучения. С ними работает логопед. Кроме того, здесь дети учатся по адаптированной школьной программе… Иными словами, в центре каждый ребенок находится в условиях, которые трудно создать где-либо еще… Впрочем, если говорить об условиях, то – да, сегодня они здесь действительно заметно отличаются от того, что было еще десяток лет назад. Это касается и эффективности работы коллектива, и быта, созданного для полноценной учебы и лечения детей. – Коллектив пришлось буквально “лепить” заново, – вводит в курс дела директор. – У меня есть железное правило: с необычными детьми должны работать особенные люди. И особенность их должна заключаться в бесконечном терпении. Никакого крика и уж тем более рукоприкладства здесь терпеть никто не намерен! Все должно быть спокойно, с ласковой настойчивостью и обязательной любовью к детям… Да преподаватели и сами говорят, что к таким детям любовь чувствуешь острее: – Когда наблюдаешь за этими детьми, остаться равнодушными не получится. У нас учатся ребята, которые сами о себе заботиться не могут – не в состоянии самостоятельно одеваться, ходить в туалет… Вы бы видели, как их одноклассники о них заботятся! Сами ведь не могут похвастаться отменным здоровьем, но более слабого и беззащитного однозначно берут под опеку… Да что говорить: мы сами у них многому учимся. Этот коллектив Жанна Цуциева подбирала сама: – Была раньше здесь такая практика – посадить детей, например, рисовать и отправиться поговорить с коллегой “за жизнь”. Дети предоставлены сами себе, а педагог вместо выполнения своих прямых обязанностей, развлекается! С этим можно мириться? Повторяла и повторяю: мы работаем с детьми, которым необходимо наше постоянное внимание. Постоянное – это значит, что мы не должны выпускать их из поля зрения ни на секунду. Если занятие, педагог обязан заниматься – и со всем классом сразу, и с каждым учеником индивидуально. Тогда и будет результат. И ведь правда результаты есть. Дети часто попадают в центр в “запущенном” состоянии. Порой по причине того, что их заболеваний вовремя не разглядели, пропустили. Порой родители сами пытаются помочь своему ребенку, надеясь только на собственные силы – это редко заканчивается удачно… Так вот тут, в центре, есть масса примеров, когда ребята начинали с изучения элементарных вещей, а в итоге получали возможность жить почти, как все… – Вы помните эту девочку, которая, попав к нам, была определена в класс “О”? – обращается Жанна Черменовна к педагогам… – Конечно… “О”-класс – самый тяжелый. Эти дети не в состоянии сами себя обслуживать, не говоря уже о более сложных вещах. Ее родители еще постоянно дежурили у дверей класса… – Точно. А на выпускном вечере она самостоятельно танцевала кабардинский танец! Помните? Ради этих результатов и работают в центре. Других специалистов, у которых какие-то иные цели, здесь просто нет. Правда, достаточно и неспециалисту побывать в старом здании центра, чтобы понять – тут весьма бы пригодилась финансовая помощь. В основном женский коллектив спасает положение как может: сегодня здесь тепло, светло и достаточно уютно. Но ветхость проступает и сквозь попытки приукрасить действительность с помощью декоративных средств. – Сейчас мы еще неплохо держимся, – вспоминает директор. – А ведь были времена, когда детей укладывали спать в пальто! От такого кровь в жилах стыла… Сегодня дети накормлены, обуты, одеты. Мы стараемся находить, изыскивать средства, чтобы помогать тем ребятам, родители которых не могут приобрести учебники и канцтовары. А как иначе? Мы в ответе за этих детей почти в той же степени, что и родители – мы-то в отличие от их пап и мам знаем, как помочь этим малышам. …Глядя на этих детей не всегда скажешь, что они испытывают какие-то существенные проблемы: вполне себе смышленые лица юных сорванцов. Они, как и их здоровые сверстники, любят попроказничать, иногда бывают сосредоточенны и серьезны. Любят петь и разучивать новые танцы. И спокойно наблюдать за рыбками в голубых аквариумах. И аккуратно обедать за чистыми тканевыми скатертями в столовой… У них действительно много увлечений. И они хотят учиться. И в рамках своего довольно замкнутого мира совершают крошечные прорывы – такие, как девочка, научившаяся танцевать… Родители нескольких учеников специально пришли пообщаться с корреспондентом и поблагодарить педагогов и врачей центра. Для любящих мам и промежуточные результаты работы с их детьми очевидны и обнадеживающи... И уже поэтому все не зря. Значит, стоит идти дальше. А если бы обрести еще и надежную поддержку – не только в лице государства, но и спонсоров, неравнодушных к этим детям – то и сомнений не остается: пусть и в масштабах доступного им мира, пусть не совсем так, как у всех, но и у ребят с ограниченными возможностями все будет хорошо. Насколько это, конечно, возможно… |
« Пред. | След. » |
---|