Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Дети из особого мира
15.04.2010 г.
Малыши с отставанием в развитии живут в своем замкнутом мире. Но – в постоянном контакте с миром нашим, который считается нормальным…  Это легко понять: счастливые будущие родители с нетерпением ожидают появления малыша. Мама старается есть только самые полезные продукты, чаще бывать не свежем воздухе, не нервничать, регулярно посещать врача, чтобы свести к минимуму риски… И вот, наконец, малыш появляется на свет. Славный, крошечный, любимый…
Растет, начинает улыбаться, ходить, лопотать… И вдруг однажды выясняется, что он – не такой как остальные нормальные дети. Он отстает в развитии. Какие тому причины? Ну, кто знает… Генетическая предрасположенность, перенесенный во время беременности грипп, просто такое неблагоприятное стечение обстоятельств…
От знания причины легче не становится. Факт ведь остается неизменным: ребенок не сможет жить обычной жизнью. То есть, он всегда будет отличаться от своих сверстников, ему будет сложно в коллективе, он скорее всего испытает трудности с учебой…
Погрузившись в такие безрадостные мысли, можно додуматься до чего угодно. Важно сказать себе “стоп” и начать действовать. Во-первых, нужно прекратить самокопание: ученые давно доказали, что и у вполне здоровых и без вредных привычек родителей могут рождаться дети с ограниченными возможностями. Конечно, факторы поведения родителей влияют на их будущих малышей, но и если, как говорится, придраться не к чему, – не исключено, что может просто не повезти... Во-вторых, нужно понять, что и не совсем обычные дети – тоже дети, которым нужно тепло, любовь, забота, и – развитие. Тут мы добрались до того самого “в-третьих”, о котором, собственно, и пойдет речь.
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции под руководством Жанны Цуциевой в Северной Осетии действует уже давно. Сейчас здесь обучаются 180 ребят с разной степени отставанием в развитии. 80 из них – дети из районов республики: они остаются в центре и на ночь.
Психолог, логопед, дефектолог, врач-психиатр и психоневролог, специалисты по лечебной физкультуре и массажу, педагоги – весь этот коллектив работает с детьми изо дня в день для того, чтобы к окончанию учебы (а здесь по облегченной школьной программе занимаются в течение 9 лет) ребенок смог более или менее самостоятельно держаться на волнах взрослой жизни.
– Почему более или менее? – удивляется директор Центра Жанна Цуциева. – Каждый случай здесь, разумеется, индивидуален, но мы нередко добиваемся таких результатов, которые позволяют нашим выпускникам чувствовать себя в социуме своим среди своих…
– Это так, – веско подтверждает опытный психоневролог Людмила Кайтукова. – Не сразу, не просто так, не сами по себе, но наши дети способны адаптироваться в обществе. Вот, например, недавно я встретила на улице нашу выпускницу. Сразу и не узнаешь – нормальная, симпатичная девушка. Общительная и улыбчивая… Рассказала, что вышла замуж, что работает и все у нее нормально…
Понятно, что норма вообще понятие относительное. Что считать нормой? Обычного, без отклонений, парня, который уже с ранних лет пробует сигареты, алкоголь, не слишком увлекается учебой? Или юношу, которому поставлен диагноз, но который старательно осваивает доступные ему школьные предметы, азартно мастерит табуретки на уроках труда и с нескрываемым удовольствием принимает участие в школьных спектаклях? Не стоит судить однозначно…
Другое дело, что, конечно, детям с ограниченными возможностями действительно приходится жить в несколько ином мире. Скажем, у этих ребят практически нет шансов в будущем родить здоровых детей: почти наверняка их потомство будет с такими же проблемами, как и родители. Скорее всего им будет очень сложно найти работу. Да, после выпуска из центра они смогут поступить в специализированные училища – они есть в республике. Но дальше за их судьбу государство не ручается. Хорошо, если есть заботливые родители, которые всегда помогут… А если – нет?
– В нашем центре учится много детей из абсолютно нормальных семей, – рассказывает Жанна Черменовна. – Но много и таких, которые растут в семьях неполных, малообеспеченных. Бывают случаи, когда мы обращается в органы опеки и попечительства – родителей лишают родительских прав, а ребенка отправляют в коррекционный детский дом в Дур-Дуре… Ситуации разные, нет единой формулы, чтобы вычислить дальнейшую судьбу ребенка…
Все, что могут сделать в центре, максимально подготовить своих необычных учеников к тому – внешкольному – миру.
– Мы работаем с детьми во всех направлениях. Здесь ребята получают лечение – в том числе и профилактическое, проходят регулярную диспансеризацию. Детей обязательно наблюдает психолог, который поддерживает каждого из учащихся в течение всего процесса обучения. С ними работает логопед. Кроме того, здесь дети учатся по адаптированной школьной программе… Иными словами, в центре каждый ребенок находится в условиях, которые трудно создать где-либо еще…
Впрочем, если говорить об условиях, то – да, сегодня они здесь действительно заметно отличаются от того, что было еще десяток лет назад. Это касается и эффективности работы коллектива, и быта, созданного для полноценной учебы и лечения детей.
– Коллектив пришлось буквально “лепить” заново, – вводит в курс дела директор. – У меня есть железное правило: с необычными детьми должны работать особенные люди. И особенность их должна заключаться в бесконечном терпении. Никакого крика и уж тем более рукоприкладства здесь терпеть никто не намерен! Все должно быть спокойно, с ласковой настойчивостью и обязательной любовью к детям…
Да преподаватели и сами говорят, что к таким детям любовь чувствуешь острее:
– Когда наблюдаешь за этими детьми, остаться равнодушными не получится. У нас учатся ребята, которые сами о себе заботиться не могут – не в состоянии самостоятельно одеваться, ходить в туалет… Вы бы видели, как их одноклассники о них заботятся! Сами ведь не могут похвастаться отменным здоровьем, но более слабого и беззащитного однозначно берут под опеку… Да что говорить: мы сами у них многому учимся.
Этот коллектив Жанна Цуциева подбирала сама:
– Была раньше здесь такая практика – посадить детей, например, рисовать и отправиться поговорить с коллегой “за жизнь”. Дети предоставлены сами себе, а педагог вместо выполнения своих прямых обязанностей, развлекается! С этим можно мириться? Повторяла и повторяю: мы работаем с детьми, которым необходимо наше постоянное внимание. Постоянное – это значит, что мы не должны выпускать их из поля зрения ни на секунду. Если занятие, педагог обязан заниматься – и со всем классом сразу, и с каждым учеником индивидуально. Тогда и будет результат.
И ведь правда результаты есть. Дети часто попадают в центр в “запущенном” состоянии. Порой по причине того, что их заболеваний вовремя не разглядели, пропустили. Порой родители сами пытаются помочь своему ребенку, надеясь только на собственные силы – это редко заканчивается удачно… Так вот тут, в центре, есть масса примеров, когда ребята начинали с изучения элементарных вещей, а в итоге получали возможность жить почти, как все…
– Вы помните эту девочку, которая, попав к нам, была определена в класс “О”? – обращается Жанна Черменовна к педагогам…
– Конечно… “О”-класс – самый тяжелый. Эти дети не в состоянии сами себя обслуживать, не говоря уже о более сложных вещах. Ее родители еще постоянно дежурили у дверей класса…
– Точно. А на выпускном вечере она самостоятельно танцевала кабардинский танец! Помните?
Ради этих результатов и работают в центре. Других специалистов, у которых какие-то иные цели, здесь просто нет.
Правда, достаточно и неспециалисту побывать в старом здании центра, чтобы понять – тут весьма бы пригодилась финансовая помощь. В основном женский коллектив спасает положение как может: сегодня здесь тепло, светло и достаточно уютно. Но ветхость проступает и сквозь попытки приукрасить действительность с помощью декоративных средств.
– Сейчас мы еще неплохо держимся, – вспоминает директор. – А ведь были времена, когда детей укладывали спать в пальто! От такого кровь в жилах стыла… Сегодня дети накормлены, обуты, одеты. Мы стараемся находить, изыскивать средства, чтобы помогать тем ребятам, родители которых не могут приобрести учебники и канцтовары. А как иначе? Мы в ответе за этих детей почти в той же степени, что и родители – мы-то в отличие от их пап и мам знаем, как помочь этим малышам.
…Глядя на этих детей не всегда скажешь, что они испытывают какие-то существенные проблемы: вполне себе смышленые лица юных сорванцов. Они, как и их здоровые сверстники, любят попроказничать, иногда бывают сосредоточенны и серьезны. Любят петь и разучивать новые танцы. И спокойно наблюдать за рыбками в голубых аквариумах. И аккуратно обедать за чистыми тканевыми скатертями в столовой… У них действительно много увлечений. И они хотят учиться. И в рамках своего довольно замкнутого мира совершают крошечные прорывы – такие, как девочка, научившаяся танцевать… Родители нескольких учеников специально пришли пообщаться с корреспондентом и поблагодарить педагогов и врачей центра. Для любящих мам и промежуточные результаты работы с их детьми очевидны и обнадеживающи... И уже поэтому все не зря.

Значит, стоит идти дальше. А если бы обрести еще и надежную поддержку – не только в лице государства, но и спонсоров, неравнодушных к этим детям – то и сомнений не остается: пусть и в масштабах доступного им мира, пусть не совсем так, как у всех, но и у ребят с ограниченными возможностями все будет хорошо. Насколько это, конечно, возможно…
 
« Пред.   След. »