Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


«Хирургические методы улучшат ситуацию…»
04.10.2013 г.
На днях в Северную Осетию из Москвы по приглашению главного врача противотуберкулезной больницы Батарбека Малиева приехал ведущий научный сотрудник Центрального НИИ туберкулеза Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, один из лучших торакальных фтизиохирургов страны Казбек ­ТОКАЕВ. Приезд в республику специалиста такого уровня – всегда событие. И не только для медиков, но и для всей общественности.
– Я бы предложил вам операцию, – изучив разложенные перед ним заключения и снимки, произнес Казбек Васильевич. – Подумайте, взвесьте все и если согласны, можем прооперировать вас на базе диспансера, при этом не придется ехать в Москву. Такой объем операции функционально переносится легко, ее эффективность достигает 95–98%. В процессе вмешательства одно легкое будет отключено, второе – дышать.
– А после операции я смогу работать? – не скрывая своей обеспокоенности, спросил сидевший напротив пациент.
– Операция стандартная, но вы знаете, что любое хирургическое вмешательство может привести к осложнениям. Однако могу вас заверить, что отсутствие части легкого не повлияет на вашу дальнейшую жизнедеятельность, работоспособность…
В насыщенный график пребывания в Осетии, который состоял из мастер-класса для коллег, консультаций больных, встреч с представителями республиканского министерства, запланированных операций, был включен еще один пункт – эксклюзивное интервью газете «СО». Казбек Васильевич любезно ответил на наши вопросы в промежутках между консультациями.
– Я не в первый раз с такой миссией нахожусь в Осетии. В прошлом году приезжал с главным фтизиопедиатром Минздрава России Валентиной Аксеновой, мы вместе участвовали в реализации проекта, инициированного бывшим тогда руководителем Постпредства РСО–А в Москве, а ныне сенатором Александром Тотооновым. Тогда смогли на месте детально ознакомиться с ситуацией в республике, были на приеме у Главы РСО–А, обозначили основные моменты улучшения положения службы фтизиатрии.
И сегодня, и тогда наша бригада приезжала для того чтобы выбрать наиболее сложных больных для оказания высокотехнологичной медпомощи на базе московского НИИ фтизиопульмонологии. У нас тесные связи с республиканским диспансером, мы часто общаемся с коллегами и по телефону, и через Интернет. Проводится активная консультативная работа. Могу сказать точно: связь с Осетией непрерывная, хотя по роду своей деятельности приходится выезжать в разные регионы. В течение последнего года, к примеру, у меня было 14 выездов. Только на днях вернулся из Забайкальского края, был в Чите по заданию Министерства здравоохранения РФ в составе комплексной комиссии.
– Тогда вы наверняка владеете точной информацией, как обстоят дела с туберкулезом в целом по стране?
– По социально значимым заболеваниям ситуация по всей России неблагоприятная. И, к сожалению, Северная Осетия не отличается в лучшую сторону от других регионов.
– Как я поняла, на этот раз вы будете выбирать больных не только для иногороднего лечения, но и оперировать здесь, в диспансере?
– Я так полагаю, что мы сможем начать оперировать уже завтра. Проведем обходы по отделениям, я успел осмотреть больных и в диспансерном отделении. Нуждающихся в помощи очень много, их надо лечить.
Конечно, не все виды лечения можно оказать на базе диспансера, поэтому, чтобы улучшить ситуацию, увеличить число выздоровевших, надо использовать современные возможности, которые имеются в столице. К сожалению, здесь пока рано говорить о внедрении современных технологий, но, думаю, это дело времени. Рано или поздно, это все равно произойдет, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы пораньше…
Уверен, благодаря настойчивости Батарбека Мусаевича, который, кстати, пользуется огромным авторитетом в Москве и Петербурге и которого поддерживают главный фтизиатр и главный торакальный хирург страны, все наладится. Ну и я сделаю все, что зависит от меня. Вместе с заведующими отделениями, с местными специалистами будем активизировать хирургию.
– Но ведь считается, что к хирургическим вмешательствам надо прибегать в последнюю очередь?
– В прессе вообще часто высказывается мнение, что туберкулез излечим. Стоит, дескать, только попринимать лекарства и можно вылечить болезнь. На самом деле туберкулез относится к трудноизлечимым заболеваниям. Это хронический недуг, который имеет склонность к постоянному прогрессированию. Самое главное – своевременное выявление, а второе – успешное лечение. Но здесь тоже необходимы качественные препараты, которые не всегда бывают в наличии. Еще один момент, который затрудняет лечение: у 60% выявленных больных определяется лекарственная устойчивость туберкулезных палочек к определенному препарату, а у 30 % – множественная лекарственная устойчивость. Палочка Коха приспосабливается к таблеткам. И в таких случаях единственный эффективный выход – хирургический метод лечения.
Известно, что хирургическая активность у больных со впервые выявленным туберкулезом в среднем колеблется от 5 до 7%, в некоторых регионах доходит до 15%. В Пензенской области врачами нашего института в течение нескольких лет была проведена определенная работа: они увеличили хирургическую активность до 40%, использовав самые разные варианты хирургического лечения. И пришли к таким результатам: в течение 3–5 лет заболеваемость и летальность снизились на 50%.
– Вы хотите сказать, что хирургические методы лечения могут вот так существенно улучшить эпидемиологическую ситуацию?
– Если значительно уменьшить число больных с заразными формами, то логично, что реальная заболеваемость будет заметно ниже. К сожалению, на сегодняшний день у нас нет законов, которые бы предусматривали изолирование больных туберкулезом, принудительное лечение. Туберкулезные больные спокойно могут расхаживать по улицам – это в определенной степени затрудняет борьбу с этим коварным недугом. Безусловно, для того чтобы повысить качество работы фтизиатрической службы, необходимо, чтобы ее материально-техническая база соответствовала современному уровню медицины. А сюда входят такие позиции, как наличие современной службы лучевой диагностики (компьютерный томограф, передвижные флюорографы, аппаратура для ультразвуковой диагностики) с хорошо оснащенной бактериологической лабораторией и возможностью проведения молекулярно-генетических исследований – ПЦР в реальном времени, биочип- диагностика. Не спорю, это очень финансово емкая технология, но она способствует тому, чтобы вовремя установить лекарственную устойчивость туберкулезных палочек. Не ставить под угрозу здоровье окружающих и в ранние сроки после выявления заболевания назначать правильное и обоснованное лечение. Для сравнения: традиционные культуральные методы исследования позволяют получать результаты лишь через 2–3 месяца.
Следующий вопрос – хирургическое оборудование. Да, на базе республиканского диспансера существуют необходимые площади – два операционных зала, отделение реанимации на 6 коек. Но то оснащение, что там есть, осталось на уровне 70-х годов прошлого века. Поэтому необходимо приобрести и операционные лампы, и столы, и эндоскопические стойки, реанимационную аппаратуру, наркозно-дыхательное оборудование, и т. д. Фактически отделения хирургии и реанимации надо переоснастить полностью современным оборудованием.
Важным условием эффективной работы являются кадры. Могу сказать, что специалисты здесь хорошие, талантливые. Молодежь растет, и когда будет видна работа, результаты труда, тогда поднимется и престиж фтизиатрии. На каком он уровне сегодня – вы видите сами…
Я сегодня здесь, потому что высокотехнологичная помощь должна приближаться к пациенту. Не все могут поехать в центр на операцию. В ближайшем будущем, думаю, Северная Осетия будет одной из первых в регионе, где начнется активная работа. Тем более что исторически здесь всегда была сильная торакальная хирургия. Достаточно назвать профессора Заурбека Басиева – известнейшего в России хирурга, его до сих пор цитируют, ссылаются на труды…
…Больные терпеливо ожидали своей очереди. Наконец на консультацию вызвали следующего пациента. Он зашел с целой кипой документов. Казбек Васильевич просмотрел бумаги, открыл снимки в компьютере, долго смотрел в монитор и произнес:
– Ну что ж, вам надо сделать еще несколько анализов… Будем оперировать.
 Автор: Н. ГОГАЕВА.
 
« Пред.   След. »