Питание школьников должно быть и вкусным, и полезным |
Здоровье населения, особенно подрастающего поколения, является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. И в этом году Всемирный день защиты прав потребителей посвящен проблеме борьбы с практикой употребления "нездоровой" пищи детьми. Питание детей разных возрастных групп должно строиться дифференцирование с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах, т.е. в соотношении белков, жиров, углеводов и энергетической ценности. Правильное распределение суточного рациона выглядит следующим образом: завтрак должен составлять 20-25%, полдник 10-15%, обед 35%, ужин 20-25% суточной калорийности рациона. Продукты, богатые белком - мясо, яйца, рыбу - необходимо использовать для завтрака и обеда, так как они долго перевариваются. На ужин лучше подавать крупяные или овощные блюда. Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важнейших условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. В Российской Федерации в 2007-2008 учебном году охват горячим питанием в школах был обеспечен на 65-70%. В Северной Осетии эта проблема не нашла своего решения. Более того, сократилось число детей, получающих горячее питание - в учреждениях Кировского,Правобережного, Моздокского, Дигорского районов, г. Владикавказа. Санитарным законодательством поставлен заслон употреблению "нездоровых" продуктов в школах. Из ассортимента школьных буфетов и столовых должны быть исключены чипсы, сухарики, жевательная резинка, газированные напитки. Запрещено использование острых приправ, уксуса, натурального кофе, жирных сортов мяса, комбинированных жиров. Должно быть больше соков, фруктово-ягодных напитков, молочных и кисломолочных продуктов, обогащенных витаминами, салатов. Однако эти требования зачастую не выполняются. При приготовлении обедов не выполняются нормы питания по рыбе, мясу, творогу, овощам и фруктам. В основном чередуются крупяные, мучные изделия, картофель, горячее питание продолжает вытесняться буфетной продукцией. Поскольку в организации питания детей участвуют в равной степени с одной стороны, учебные учреждения, с другой стороны - семья, большую роль в решении вопроса здорового питания ребят играет повышение знаний родителями особенностей организации детского питания. Школьник обязательно должен получать дома два полноценных приема пищи - это горячий завтрак и горячий УЖИН. Родителям необходимо выяснить ассортимент блюд в школьной столовой и порекомендовать ребенку, что именно ему из этого есть. Серьезной проблемой сегодня остается агрессивная реклама "нездоровой", перенасыщенной жирами, сахаром и солью пищи. Яркая, красочно оформленная упаковка такой продукции (например, сникерсы, чипсы, чупа-чупсы) привлекает внимание детей всех возрастов, влияет на их вкусовые предпочтения и поведенческие реакции. Отменить или хотя бы сократить пропаганду фаст-фуда, шоколадных батончиков, чипсов, жевательных резинок, т.е. всего обожаемого детьми "джентльменского набора" вряд ли удастся, потому что подобная реклама не противоречит ни единой букве закона. А между тем следствием активного и бесконтрольного употребления детьми подобной продукции, для изготовления которой также используются различные пищевые добавки, красители, рыхлители, консерванты, стал рост таких заболеваний среди детей, как сахарный диабет, ожирение, рак, сердечно-сосудистые заболевания. Здоровье детей обусловлено в первую очередь не их индивидуальными особенностями, а социальной средой, в которой они живут и развиваются. Эта среда представлена главным образом семьей и школой. Именно они являются основными объектами воздействия для укрепления здоровья детей. Вызывает особую тревогу приверженность части подростков к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ. Эти факторы, а также недостаточное и неправильное питание негативно влияют на здоровье детей, затрудняют получение ими хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Потому физическим развитием подрастающего поколения должны быть обеспокоены и семья, и государственные, и общественные структуры. Н. Меркулова - заместитель руководителя республиканского Роспотребнадзора. |
« Пред. | След. » |
---|