Служба «03» станет скорой, а неотложную помощь окажут поликлиники |
На одном из заседаний Госдумы вновь прозвучали тревожные данные о состоянии здоровья россиян в сравнении с жителями экономически развитых стран. И хотя нацпроект «Здоровье» сыграл, несомненно, положительную роль в возрождении отечественного здравоохранения, тем не менее проблем в оказании гражданам квалифицированной, своевременной медицинской помощи остается еще немало.
С будущего года предполагается начать новые крупномасштабные преобразования в отечественной медицине. И из направляемых в отрасль 460 млрд руб. «средства получат только те субъекты, которые примут программу модернизации здравоохранения, будут проводить такие мероприятия, которые включат ремонт учреждений, оснащение, создание современных информационных систем в медицине». Сегодня, не секрет, что свои особые сложности испытывает такое важное звено медицины, как скорая и неотложная помощь. И прежде всего в том, что служба «03» перегружена по обслуживанию вызовов, тогда как во многих случаях медпомощь могли бы оказывать территориальные поликлиники и амбулатории. Потому в течение десяти ближайших лет система оказания скорой и неотложной помощи должна быть модернизирована. Такую задачу определило Правительство России. Основная идея реформирования, которое начнется с будущего года, состоит в том, чтобы в составе многопрофильных стационаров организовать подразделения по оказанию неотложной помощи, расширить для такого вида обслуживания полномочия фельдшерского персонала и обучение санитаров-водителей и фельдшеров-водителей. Для этого потребуется изменить кадровую политику в системе «скорой» и разработать мероприятия, способствующие повышению эффективности и качества медицинской помощи. Как готовятся к такому реформированию в службе «03» Северной Осетии? Своими мнениями с корреспондентом поделились: Владимир Селиванов, главврач Моздокской ЦРБ: – В районной службе «скорой» ежедневно задействовано 8 бригад, которые в сутки обслуживают около ста вызовов. Это большая нагрузка, превышающая на 30% норму. К тому же в службе отмечается кадровый некомплект: работают всего 4 врача, в основном помощь оказывают фельдшеры. Не хватает и транспорта: многие «УАЗики», особенно в селах, свой ресурс выработали давно. О предстоящем реформировании службы скорой и неотложной помощи уже объявили в высших эшелонах власти, однако еще не отработаны механизмы проведения этой работы. Тем не менее уже сейчас в районе намерены открыть отделение в ЦРБ по оказанию неотложной помощи. Для чего планируется предусмотреть в бюджете с будущего года финансовые средства для укрепления службы «скорой», а также неотложной помощи, создать условия специалистам для повышения квалификации, расширить и обновить медицинский транспорт. Александр Цомаев, главврач Алагирской ЦРБ: – Неотложную помощь жители уже привыкли получать в своих фельдшерско-акушерских пунктах и сельских амбулаториях, во многих из которых развернуты и койки дневного стационара. И хотя механизмы выстраивания единой системы оказания помощи как на догоспитальном, так и госпитальном этапах еще разрабатываются в Москве, уже сейчас при ЦРБ мы намерены открыть отделение неотложной помощи за счет штата собственных специалистов, где пациенту окажут помощь и по медицинским показателям направят либо в стационар больницы, либо порекомендуют лечение в территориальных ЛПУ по месту жительства. Это снизит нагрузки службы «скорой», сэкономятся и финансы. Владимир Текоев, главврач Дигорской ЦРБ: – Районная поликлиника в Дигоре, ФАПы и амбулатории, которые действуют во всех селах района, оказывают неотложную помощь всем обращающимся. Однако люди уже привыкли в случае чего сразу звонить в «скорую», потому она нередко бывает перегружена. Сейчас надо проводить разъяснительную работу с населением – ведь помощь во многих случаях может оказать и участковый врач, к кому и следует прежде всего обращаться. Проблемы службы скорой и неотложной помощи в нашей республике ярче всего проявляются в деятельности самого крупного звена здравоохранения – Владикавказской станции. О чем сообщают и читатели «СО». В частности, о том, что иногда подолгу приходится ждать приезда бригады, часто не хватает лекарств, специалисты не всегда бывают в должной форме, были случаи, когда врач находился в нетрезвом состоянии и т.д. О том, почему такое происходит и как избавиться от недостатков, размышляет Ибрагим Бигулов, главврач Владикавказской станции скорой и неотложной помощи: – Справедливости ради подчеркну, что служба скорой помощи Владикавказа за последние годы значительно окрепла благодаря проекту «Здоровье», а также возросшим объемам финансирования за счет местного бюджета. Об этом подробно писала и газета «Северная Осетия» – так что нет надобности повторяться. Но за последние годы значительно возросло и число жителей столицы республики (прежде всего за счет мигрантов и вынужденных переселенцев). А люди между тем привыкли при малейшем сбое в здоровье сразу звонить на «03». То есть человек не спешит за помощью в свою поликлинику, даже если у него просто повысилась температура, загрипповал или слегка поранил руку… И отказов он не получает. А если еще учесть, что Владикавказская станция по традиции обслуживает и жителей Пригородного района – сел Ногир и Михайловское, поселка Алханчурт, а также проживающих в садоводческих товариществах, у которых нет даже прописки. Если учесть, что улицы многих садоводческих товариществ обезличены – без названий и нумерации домов – вывод напрашивается сам собой: приезд бригады, действительно, может затянуться. Однако многие это не воспринимают должным образом, так что, на мой взгляд, не все претензии о задержке «скорой» оправданы. Для подтверждения приведу такие цифры: число вызовов (включая и оказание неотложной помощи) за минувший год возросло: 155461 в 2009 г. против 149303 в 2008-м. Этот показатель – один из высоких среди субъектов России. Что же касается лекарственного обеспечения, тот тут, конечно, есть издержки. Во-первых, они свойственны всей системе – бесплатных лекарств почти везде не хватает. Во-вторых, на деятельность станции, в том числе средства и на лекарства, выделяются с учетом числа жителей прежде всего имеющих медполисы. А нам приходится обслуживать всех – и тех, кто полисы не имеет. Тем не менее запас необходимых препаратов на тяжелые случаи (ожоги, дорожные травмы, инфаркты, инсульты) на станции всегда имеется. И если становятся известными факты необоснованной задержки приезда бригады или грубости персонала, практикуются дисциплинарные взыскания. Врач, который во время работы был нетрезвым, со станции уволен. Предстоящее реформирование службы «03» подразумевает ее разделение на оказание «сокрой» и «неотложной» помощи. В чем их различие, и как будет проходить реформа на Владикавказской станции, – комментирует Эльбрус Фидаров, начальник Управления здравоохранения и социальной политики АМС Владикавказа: – Скорая медпомощь оказывается в тех случаях, когда жизнь человека находится под угрозой, при этом опасное состояние наступает внезапно – например, в результате несчастного случая, производственной травмы, отравления, внезапного острого заболевания и т.д. А неотложная – при состоянии, которое приводит к ухудшению здоровья и требует проведения лечебных мероприятий, например, транзиторные нарушения мозгового кровообращения, состояния, при которых медицинская помощь оказывается в интересах больного и окружающих (психические заболевания, онкозаболевания)… И виды помощи скоро будут оказывать различные структуры здравоохранения – собственно станция «скорой» и поликлиники… Задача модернизации службы, которая озвучена Правительством России, заключается в том, что поликлиники возьмут на себя часть функций – по оказанию неотложной помощи, которой годами занималась служба «скорой», чтобы разгрузить эту службу и сделать ее работу более качественной. Несмотря на финансовые трудности, анализ работы муниципальной медицины свидетельствует, что модернизацию отрасли можно начинать в ближайшее время и проводить ее поэтапно. В администрации Владикавказа уже разрабатывается модель реформирования. Конкретно она выглядит так: все вызовы, поступающие на номер «03», будут делиться на 4 категории сложности. Первые три, связанные с риском для жизни (о них я говорил выше) требуют безотлагательного оказания медпомощи в течение 20 минут. Четвертая категория к экстренным вызовам не относится, неотложная помощь нуждающимся будет оказана территориальной поликлиникой. Модель такого обслуживания поначалу будет обкатываться на базах поликлиник № 1 и № 7. Когда механизм заработает четко, их опытом воспользуются все поликлиники города – семь взрослых и четыре детских. А отслеживать сложность заболеваний – «классификатор вызовов» – будут специалисты: по каждому звонку на «03» дежурный врач определяет из беседы с пациентом или его родственниками, в какой помощи нуждается человек. И часть обращений (а их за год, особенно в осенне-зимний сезон, набирается много), будут переадресованы в территориальные поликлиники. Конечно же, для работы в таком режиме потребуется и соответствующая подготовка кадров, и оснащение поликлиник дополнительным транспортом, средства на которые планируется заложить в городском бюджете на будущий год по мере востребованности и финансовых возможностей. Что же касается новой модели оказания гражданам скорой или неотложной медпомощи, информация об этом уже есть в поликлиниках в виде объявлений, буклетов, бесед с пациентами и т.д. Так что жить по новым правилам скоро предстоит не только службам здравоохранения, но и нам, пациентам… Однако остается вопрос: за счет каких средств бюджета будет осуществляться обслуживание сельских жителей, где есть свои службы «скорой», но пользуются они услугами Владикавказской станции? Это еще предстоит решить. Ведь каждый рубль в медицинской сфере сейчас на счету… |
« Пред. | След. » |
---|