Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Экологические проблемы Мамисона
15.04.2010 г.
Многие жители нашей республики наслышаны о реализации в Северной Осетии крупной федеральной программы – строительства горно-спортивного комплекса «Мамисон». В свое время, когда идея этой стройки только витала в воздухе, я был одним из активных ее сторонников и участником проводившихся в горах исследований, а потому не могу не высказать ряд замечаний по поводу того, как разворачиваются здесь работы. Речь идет о строительстве дороги к тому месту, где будет сооружен сам спортивный комплекс.
Честно говоря, сейчас уже деятельность дорожников вызывает определенную тревогу. Поясню, почему. При расширении и спрямлении старого полотна Военно-Осетинской дороги через ручьи, стекающие со склонов, было предусмотрено оборудование селеводопропусков. Это небольшие мосты или трубы, сечение которых должно обеспечить беспрепятственный пропуск воды даже во время паводков и схода селевых потоков. В прошлом году были построены шесть таких сооружений на отрезке дороги от Зарамага до Тиба. Во время их обустройства мы, группа специалистов-горноспасателей, говорили строителям, что сооружения они делают красиво, но… неправильно. Как известно, чем больше уклон ручья, тем больше скорость течения и тем больше поток несет так называемого твердого стока – камней, песка, ила и т.д. При прохождении более пологих участков происходит уменьшение скорости течения, и начинается отложение этого самого твердого стока. Так вот, все, что сделали строители, как раз и способствует этому процессу.
Во-первых, водопринимающая часть селеводопропусков не имеет гладкое строение. Она делается из так называемых габионов, то есть из камней, уложенных в металлические сетки.
Во-вторых, сам селеводопропуск выполнен из гофрированной трубы.
В-третьих, у входа в трубу строится прямоугольная камера с плоским дном и углами. Труба уложена горизонтально и имеет небольшое сечение.
Мы высказали предположение, что при первом же ливневом дожде селеводопропуск будет забит, грязевый поток перекроет дорогу, а вода через габионы пропитает дорожное полотно, которое начнет сползать. К сожалению, наше предположение оправдалось даже раньше, еще до сильных дождей. И большая «заслуга» в этом принадлежит не только непосредственно дорожникам, но и энергетикам, которые начали прокладывать высоковольтную линию выше по склону, над автомобильной дорогой. Полотно технической дороги, проложенной энергетиками, явилось дополнительным водосбором; кроме того, были вскрыты и выведены на поверхность грунтовые воды, которые потекли по дороге, размывая и пропитывая древние склоновые отложения под ней.
В результате повсеместно образовались оползни, которые теперь сползают на автомобильную дорогу и перекрывают ее. Часть отвалов технической дороги и оползневого материала устремилась по ручьям и быстро забила селеводопропуски. Из шести из них четыре уже оказались погребенными. Образовались подпрудные грязевые озерца, которые пропитали дорожное полотно, которое начало лопаться и сползать.
Дорожники, спасая дорогу, срочно оборудовали временные водопропускники из труб, но вода, сливающаяся с них водопадом, быстро начала размывать склоны под автодорогой. Образовались эрозионные врезы глубиной до 10 метров, смыло грунтовую дорогу, ведущую к минеральному источнику «Тиб-1».
У создавшейся проблемы есть еще один аспект. Дело в том, что все грязевые потоки сливаются в реку Мамисондон и переносятся в водохранилище Зарамагской ГЭС. А это может вызвать его преждевременное заиление и уменьшение полезного объема.
Насколько я знаю, на сегодняшний день нет быстрых и надежных способов остановки и стабилизации активных оползневых процессов, а ведь в ближайшее время начнется сезон дождей. Поэтому, я считаю, необходимо срочно создать компетентную комиссию с целью проведения всестороннего и детального обследования этого района и выработать меры по стабилизации экологической обстановки.
 
« Пред.   След. »