Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Оптимизационная целесообразность в сфере здравоохранения
13.03.2015 г.
В условиях снятия 25%-ных надбавок медработникам РСО–А в сфере здравоохранения четко прослеживается тенденция уменьшения гарантийной базы оказания медицинских услуг в сельской местности и городах районного значения – Моздок, Дигора, Беслан, Ардон. Что произойдет конкретно? Во-первых, можно ожидать еще большего оттока настоящих врачей-профессионалов из малых городов. Во-вторых, резко ограничится доступная среда для получения медицинских услуг в связи с территориально-инфраструктурными условиями проживания людей. В данном контексте необходимо учитывать нехватку медицинских кадров и высокую степень влияния факторов проживания определенной части людей в отдаленных селах. Например, в Алагирском районе. В-третьих, такой отток врачей потянет за собой усложнение не только вопросов местной занятости, но и ряда дополнительных урбанизационных процессов.
Снятие 25%-ных надбавок врачам и медперсоналу, работающим в малых городах, обострит общую проблематику регулирования заработной платы в медучреждениях. Ситуация такова, что гарантийная база заработной платы основной части работников уменьшается, а стимулирующая, охватывающая малую часть медработников, значительно увеличивается. Надо этот процесс внимательно оценить и не допустить «стимулирующих» казусов, протестов медработников.
В сфере здравоохранения РСО–А надо системно пересматривать формирующуюся структуру заработной платы именно с позиций базовых ее составляющих. Следует вводить такую структуру формирования зарплаты, когда ее определенный уровень строго гарантируется: по нашей оценке 70–75%. Далее вводить систему (это имеет огромное значение для местных условий) дифференциации. Например, врачи первого звена (есть такая классификация) должны получать больше, и это надо делать честно, прозрачно в рамках оставшихся 25–30%. Крайне недопустимо, когда в сфере здравоохранения распространяется практика «элитных зарплат» … Высокооплачиваемые врачи должны быть не менеджерами от медицины, а лечащими врачами высокой квалификации. В этом вопросе прав министр здравоохранения РСО–А Владимир Селиванов (см.: «Северная Осетия», от 11 февраля 2015 г.).
Категорически не приемлема распространенная практика оценки проблематики дифференциации заработной платы медработников с ее привязкой к средним значениям в регионе. Регулировать так заработную плату – значит, ее разбалансировать с той основой, о которой нами было сказано выше. Главное состоит в том, чтобы улавливать заработной платой качество, своевременность и полноту оказываемых врачом и другой категорией медработников услуг пациенту.
Снятие надбавок указанной категории медработникам в нашей республике – недопустимая «финансовая роскошь». Напомню, что в здравоохранении страны в настоящее время внедрена единая тарифная система обслуживания больных. Имеет место средний норматив расчета затрат. Но далее возникает крайне важная задача: учитывать разницу условий эффективного и разумного (по смыслу и содержанию) решения проблем, в том числе и таких, как снятие 25%-ных надбавок. По тем суммам финансовых средств, которые проходят (финансовые потоки) в республике, как видно, не должно быть финансовых проблем у медработников, работающих в малых городах. Надо еще раз просчитать все «за и против», все риски и изменить отношение к решению возникшей проблемы.
В связи с интервью министра здравоохранения РСО–А В. А. Селиванова, главных врачей ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница» Т. Кучиева, Республиканской детской клинической больницы М. Икаева («СО» от 11 февраля 2015 г.) хотелось бы дополнительно акцентировать внимание на следующих положениях. Во-первых, чрезмерная интенсификация создания крупных медицинских учреждений в нашей республике – опасная тенденция, и она не может быть оправдана по критерию финансовой недостаточности, а целесообразности тем более. При таком подходе к решению проблем оптимизации деятельности лечебных учреждений отражается лишь общее желание необходимых структурных перемен, но не реальный процесс эффективной реорганизации лечебного дела. Да, медицинские учреждения могут «экономить» на укрупнении, но медицинские услуги, вероятнее всего, станут менее доступными и менее оказываемыми своевременно, полно и качественно. Мои наблюдения показывают, что при укрупнении медучреждений в районах республики разрыв между доступностью и качеством оказываемых услуг резко увеличивается.
Во-вторых, амбулаторно-поликлиническая база (это подчеркивается во всех трех интервью) действительно не соответствует современным требованиям. Она должна быть создана до интенсивных укрупнений, а иначе невозможно будет разграничение ролей, функций и регулирование системы организации лечения людей, с качественным развитием медицинских услуг. Оптимизация не должна пониматься искаженно, превратно и с бессмыслицей сплошных сокращений в создавшейся ситуации. Допускаю, что реструктуризация коечного фонда в больницах возможна, поскольку сокращение их количества якобы приводит к экономии финансов. Но так ли это? На мой взгляд, в большей степени речь должна идти о специализированном изменении структуры коечного фонда, что даст значительную экономию денежных средств. Территориальные программы обязательного медицинского страхования должны учитывать, коль скоро они аккумулируют денежные средства на территории, такое качество решаемых проблем.
Больничное стационарное лечение, как оценивает уважаемый М. Икаев, не является санаторным. Это верно! Однако, чтобы этого не было, необходимо создавать такие условия лечения в больницах, амбулаториях и поликлиниках, когда работает стройная система восстановительного лечения и реабилитации. Недопустимо, когда больной, реально нуждающийся в стационарном лечении, не попадал в больницу. Но также недопустимо, когда больной выписывается из стационара, как говорят, «под наблюдение участкового врача», что в реальности означает «под собственное наблюдение». Сказать просто так, что на амбулаторно-поликлиническом уровне медицинская помощь оказывается не на должном уровне, это значит основное не договорить.
Нельзя, на мой взгляд, оптимизацию здравоохранения в республике, его реформирование в целом одобрить и при этом не приходить к однозначным оценкам гарантированного получения качественных медицинских услуг. Нельзя выбранную ныне модель оптимизационных процессов (сокращение количества штатных единиц, улучшение материальной базы лечебно-профилактических учреждений) считать панацеей решения финансовых проблем. Мы так можем растерять социальные ориентиры нашего государства для этой отрасли. При нехватке государственных средств следует уделять внимание стимулированию государственно-частного (партнерского) решения проблем. То, что делает Фонд ОМС, следует воспринимать как определенность государственного заказа. При этом управление всеми лечебно-профилактическими учреждениями должно находиться под строгим государственным и общественным контролем.
Медицинское обслуживание населения нашей республики нуждается в серьезной поддержке государства, и в этой связи я не исключаю дополнительные финансовые усилия в форме: предоставления медучреждениям льгот по налогам, изменение в разумных пределах сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Это надо делать профессионально и в пределах точного знания состояния дел в отрасли.
 Автор: Н. ТОКАЕВ, доктор экономических наук, профессор, депутат Парламента РСО–А. / Обсудить на форуме
 
« Пред.   След. »