Экологические проблемы Мамисона |
Многие жители нашей республики наслышаны о реализации в Северной Осетии крупной федеральной программы – строительства горно-спортивного комплекса «Мамисон». В свое время, когда идея этой стройки только витала в воздухе, я был одним из активных ее сторонников и участником проводившихся в горах исследований, а потому не могу не высказать ряд замечаний по поводу того, как разворачиваются здесь работы. Речь идет о строительстве дороги к тому месту, где будет сооружен сам спортивный комплекс.
Честно говоря, сейчас уже деятельность дорожников вызывает определенную тревогу. Поясню, почему. При расширении и спрямлении старого полотна Военно-Осетинской дороги через ручьи, стекающие со склонов, было предусмотрено оборудование селеводопропусков. Это небольшие мосты или трубы, сечение которых должно обеспечить беспрепятственный пропуск воды даже во время паводков и схода селевых потоков. В прошлом году были построены шесть таких сооружений на отрезке дороги от Зарамага до Тиба. Во время их обустройства мы, группа специалистов-горноспасателей, говорили строителям, что сооружения они делают красиво, но… неправильно. Как известно, чем больше уклон ручья, тем больше скорость течения и тем больше поток несет так называемого твердого стока – камней, песка, ила и т.д. При прохождении более пологих участков происходит уменьшение скорости течения, и начинается отложение этого самого твердого стока. Так вот, все, что сделали строители, как раз и способствует этому процессу. Во-первых, водопринимающая часть селеводопропусков не имеет гладкое строение. Она делается из так называемых габионов, то есть из камней, уложенных в металлические сетки. Во-вторых, сам селеводопропуск выполнен из гофрированной трубы. В-третьих, у входа в трубу строится прямоугольная камера с плоским дном и углами. Труба уложена горизонтально и имеет небольшое сечение. Мы высказали предположение, что при первом же ливневом дожде селеводопропуск будет забит, грязевый поток перекроет дорогу, а вода через габионы пропитает дорожное полотно, которое начнет сползать. К сожалению, наше предположение оправдалось даже раньше, еще до сильных дождей. И большая «заслуга» в этом принадлежит не только непосредственно дорожникам, но и энергетикам, которые начали прокладывать высоковольтную линию выше по склону, над автомобильной дорогой. Полотно технической дороги, проложенной энергетиками, явилось дополнительным водосбором; кроме того, были вскрыты и выведены на поверхность грунтовые воды, которые потекли по дороге, размывая и пропитывая древние склоновые отложения под ней. В результате повсеместно образовались оползни, которые теперь сползают на автомобильную дорогу и перекрывают ее. Часть отвалов технической дороги и оползневого материала устремилась по ручьям и быстро забила селеводопропуски. Из шести из них четыре уже оказались погребенными. Образовались подпрудные грязевые озерца, которые пропитали дорожное полотно, которое начало лопаться и сползать. Дорожники, спасая дорогу, срочно оборудовали временные водопропускники из труб, но вода, сливающаяся с них водопадом, быстро начала размывать склоны под автодорогой. Образовались эрозионные врезы глубиной до 10 метров, смыло грунтовую дорогу, ведущую к минеральному источнику «Тиб-1». У создавшейся проблемы есть еще один аспект. Дело в том, что все грязевые потоки сливаются в реку Мамисондон и переносятся в водохранилище Зарамагской ГЭС. А это может вызвать его преждевременное заиление и уменьшение полезного объема. Насколько я знаю, на сегодняшний день нет быстрых и надежных способов остановки и стабилизации активных оползневых процессов, а ведь в ближайшее время начнется сезон дождей. Поэтому, я считаю, необходимо срочно создать компетентную комиссию с целью проведения всестороннего и детального обследования этого района и выработать меры по стабилизации экологической обстановки. |
« Пред. | След. » |
---|