Чтобы лечиться, надо запастись терпением. И деньгами |
Каждый из нас знает не понаслышке, во что обходится лечение заболевшему, и как не просто бывает получить помощь в любой амбулатории. А что же меняется в сфере медуслуг? В поликлинике № 5 г. Владикавказа, где побывал корреспондент, есть новшества, но какие?Под патронажем медиков этого ЛПУ сегодня находится более 39 тыс. горожан от 18 лет и старше. А это значит, что каждый из них может получить медпомощь недалеко от места проживания. В поликлинике, которой руководит Наталья Бероева, работают 66 врачей различных специальностей, имеется своя лаборатория по забору анализов, работает в две смены дневной стационар на 15 коек. Внешне, казалось бы, имеется все, чем должно располагать первичное звено медицины. Однако при более пристальном внимании обнажаются те самые проблемы, которые стали хроническими в большинстве амбулаторий и поликлиник, а не только в этой под номером пять.
Как театр начинается с вешалки, так любое медучреждение начинается с регистратуры. Именно здесь можно узнать режим работы врачей, записаться на прием, выяснить форму получения медпомощи – за что следует платить, а что обходится пациенту бесплатно (ибо медицина уже давно перешла и на «платные» рельсы – таковы уж реалии нашего времени). Кстати, прейскурант платных услуг здесь вывешен так высоко, что прочесть его не каждому удается. Зато на дверях комнаты рядом с регистратурой крупными буквами написано: «касса». Поинтересовалась у кассира Ларисы Персаевой: за что все же пациенту приходится платить? И вот он, перечень: за оформление справок на право вождения транспортом, пользование огнестрельным оружием, при приеме на работу или поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Кроме того, пациенту также приходится платить и за прием врача, если он, пациент, не проживает на территории данной поликлиники, даже если и имеет страховой медицинский полис. Как же так: мы уже привыкли к постоянно внушаемой страховыми компаниями мысли, что медполис действителен на всей территории России, и по нему застрахованный человек вправе по своему желанию выбрать и лечащего врача, и медучреждение. А тут владикавказец, проживающий в другом округе, должен за прием врача в выбранной им поликлинике платить? Разглядываю свой медполис, выданный в прошлом году компанией «Росгосстрах-Медицина». Почему-то на этом бланке, в отличие от старых, и близко нет упоминаний о том, что по нему можно получить бесплатное лечение на всей территории России. Почему? Формальным упущением страховой компании это вряд ли назовешь. Выясняю дальше и убеждаюсь: действительно не так-то легко получить здесь лечение, если ты по месту проживания относишься к другому ЛПУ. – Если человек сам обратится в нашу поликлинику и пожелает лечиться в ней, помощь ему окажем. А вот если понадобится обслуживание на дому – для тех, кто не живет на нашей территории, вызов не обслужим, – подчеркнула и главврач Наталья Исрафиловна. Однако, на каком основании – четких аргументов не последовало. Это по сути ненормально и незаконно, так как обязательное медстрахование предполагает и оказание бесплатной медпомощи в рамках Программы госгарантий, принятой Правительством России. А медполис гарантирует такое право на всей территории нашей страны. А вот и надпись на одном из кабинетов: «Стоматолог». Сразу возникла мысль: как хорошо, наконец-то заработала государственная стоматология, где по полису можно пролечиться. Но не тут-то было: это всего лишь хозрасчетный кабинет, где за все надо платить самому пациенту. Хотя, с другой стороны, такой кабинет даже за плату, конечно, не пустует. За плату любой может получить здесь и иглоукалывание, и лазерную терапию. Словом, поликлиника, судя по сложившейся практике, ищет и находит способы совмещать бесплатное медобслуживание с платными услугами. Но главная проблема, волнующая всех, кто переступает порог ЛПУ, – обеспеченность пациентов бесплатными лекарствами по медполису, а также в рамках реализации программ для льготной категории граждан. – Приемами врачей доволен, но почему-то всегда самому приходится покупать лекарства, – сетует пенсионер Михаил Мастюга. – Ни разу не смог получить и по льготному рецепту препараты, даже если врач такой рецепт и выпишет, – вторит ему федеральный льготник Альберт Гергаулов. – Все приходится покупать самому, а только одно нужное мне лекарство стоит недешево – 900 рублей. Разве на нашу пенсию это потянешь? «Потянуть» пенсионеру действительно сложно, и тут высвечивается другая проблема: легко ли получают рецепт на лекарства льготники? Врачи, как правило – а об этом в один голос говорят все, кто имеет право на льготы, – не выписывают рецепты даже на лекарства, которые значатся и в обязательном списке, объясняя это… их отсутствием в аптеках. И тут конечно, только одних врачей нельзя упрекать.Не могу припомнить и случая, чтобы РГУП «Фармация» отказалась от услуг фирмы, которая срывает сроки и объемы поставок в республику заявленных препаратов, хотя такое происходит постоянно. Кстати, не продумана в поликлинике № 5 и система обслуживания льготников: в поликлинике расположен филиал аптеки № 36 РГУП «Фармация». Однако льготнику даже за имеющимися в наличии лекарствами надо отправляться в главный офис аптеки на пр. Коста, а для людей это хлопотно. Как и в любом медучреждении, у врачебных кабинетов пятой поликлиники сидели в ожидании приема пациенты. Однако спокойнее всего было у кабинета невропатолога. Неужели, подумалось, здесь мало страдающих такими заболеваниями? Сомнение развеяла главврач Наталья Бероева: оказывается, в поликлинике невропатолог работает по совместительству на 0,5 ставки, и уже долгое время остаются вакантными полторы ставки специалиста этого профиля, не находят и инструктора для кабинета ЛФК. И это в кризисные времена, когда вопросы трудоустройства в Северной Осетии (как, впрочем, и во всех регионах России) остаются острыми… Само помещение поликлиники № 5, открытое в 1969 году, давно нуждается в капитальном ремонте: полы с выбитыми плитками, коридоры полутемные и неуютные. Хотя, справедливости ради, нельзя не сказать, что и сами работники стараются собственными силами проводить косметический ремонт. Для чего используется и часть средств, заработанных оказанием платных медуслуг. Но лишь мизерная часть, потому что в основном собранные деньги идут на обслуживание компьютеров, которых пять в поликлинике, остальное – на содержание медицинского транспорта, приобретение дезсредств и т.д. И все же когда будет так, чтобы в одной поликлинике пациент мог спокойно решить все проблемы своего самочувствия? Пока же каждый поход в поликлинику, и не только в пятую – это всегда психологический стресс: к врачу – через очередь, сдать анализы – не с первого раза, льготное лекарство – рецепт на него под запретом… И сколько таких «не» на пути каждого пациента? А. Гуриева |
« Пред. | След. » |
---|