Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


На что тратит средства Фонд медстрахования ?
30.06.2009 г.
 Судя по объему прозвучавших фактов о том, как вольно распоряжались отпущенными средствами в республиканском Фонде обязательного медицинского страхования и по тому, как комментировали услышанное депутаты, вопрос этот был «гвоздевым» на заседании Парламента. Почему средства, предназначенные на содержание республиканского здравоохранения, нередко использовались руководством фонда совсем на другие цели? Депутатская комиссия сделала анализ проведенных в фонде проверок, с которым выступил на заседании заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков. Его выступление с небольшими сокращениями публикуется ниже.

Комиссия в составе: А. Т. Хадикова – заместителя Председателя Парламента РСО–А, председателя комиссии, А. В. Реутова – председателя комитета Парламента по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов, депутата А. С. Хадарцева – заместителя председателя комитета Парламента по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям, О. В. Басиева – аудитора Контрольно-счетной палаты РСО–А, Н. А. Кануковой – заместителя министра финансов РСО–А – провела анализ эффективности использования бюджетных средств дирекцией ТФОМСа (исполнительный директор Т. М. Демуров).

И анализ показал наличие ряда существенных недостатков. В ряде лечебных учреждений первичные документы до сих пор не соответствуют требованиям инструкции Министерства финансов РФ. Закуп медицинских препаратов и продуктов питания производится по ценам гораздо выше рыночных, необоснованно создаются дебиторские задолженности, производится пролонгация договоров, заключенных еще 3–4 года назад…

Выборочной проверкой в Кировской ЦРБ установлено отсутствие должного учета, первичные документы не соответствуют требованиям инструкции Министерства финансов РФ. На момент проверки в больнице находились максимум 25 больных. При этом за апрель и май 2009 года в отчетах отражено перевыполнение объемов по койко-дням по стационарной помощи. На момент проверки отсутствовали меню и порционное требование. А численность работников больницы с 2007 года увеличилась более чем на 35 единиц.

Не соответствует требованиям закона и проведение конкурсов на закупку товаров, работ и услуг: отсутствуют заявки на проведение конкурсов и аукционов, в заключенных контрактах цены на продукты питания значительно превышают рыночный уровень. Ежегодно законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год предусматривается поручение Правительству РСО–А не принимать решений, приводящих к увеличению численности республиканских государственных служащих и работников учреждений и организаций бюджетной сферы. Несмотря на это, штаты по подразделениям, функционирующим в системе обязательного медицинского страхования за 2007–2008 годы, увеличились на 320 единиц. Излишне произведенные расходы составили 35 млн рублей. Рост численности работников отрицательно сказывается и на структуре тарифов в медицинской отрасли.

Кроме того, в штатах отдельных лечебных учреждений имеются сверхнормативные должности. Так, например, в Ардонской ЦРБ ранее произведенной проверкой выявлено 31,75 таких единиц, на содержание которых израсходовано 3847,4 тыс. рублей.
Аналогичная ситуация в Дигорской ЦРБ. Численность работников с 2007 года возросла на 18 единиц. А заключенные в 2007 году контракты на медикаменты и продукты питания пролонгированы на 2008 и 2009 годы без проведения конкурсов.

Все эти факты говорят об отсутствии должного контроля за рациональным использованием средств, направляемых на обязательное медицинское страхование со стороны Территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО–А. А ведь в соответствии с Положением о функциях фонда контроль за рациональным использованием средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, осуществляет именно Территориальный фонд.

Контрольно-ревизионным отделом ФОМСа (здесь работают 4 человека) за 2008 год были проведены 22 проверки. Из общего количества проведенных проверок в ЛПУ 7 проверок – документальные, 15 – проверки комплексные. Нарушения установлены в 10 ЛПУ на общую сумму 5311774,0 руб. Основные виды нарушений: нерациональное использование средств ОМС, в том числе оплата видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских услуг в системе ОМС – на сумму 5311774,0 руб. Вот за этой парадной дверью фонда и начинались чудеса.

Но этим отделом не выявлены факты нарушения расходования средств на закупку медикаментов и продуктов питания, отсутствует и анализ деятельности ЛПУ по ведению первичных документов, достоверности отчетов действительному числу пролеченных больных, обоснованности и необходимости роста штата сотрудников в ЛПУ.

Территориальному фонду обязательного медицинского страхования установлен норматив расходов на выполнение им управленческих функций в размере 2,8 процента от прогнозируемых доходов по основной деятельности фонда. В суммарном выражении на 2009 год это составляет 46701 тыс. рублей, или больше, чем было предусмотрено в 2008-м, на 1823 тыс. рублей.
При рассмотрении проекта закона о бюджете фонда на 2008 год ревизионной комиссией правления фонда было сделано заключение, согласно которому на содержание исполнительной дирекции необоснованно предусмотрено еще 13895 тыс. рублей (расходы на питание сотрудников фонда, материальная помощь сотрудникам сверх установленных законодательством размеров и другие расходы). Однако, как свидетельствуют отчетные данные, выводы ревизионной комиссии не были учтены. Более того, расходы на содержание дирекции на 2009 год вновь были увеличены. К примеру, дотация на питание сотрудников(?!) на 2009 год предусмотрена в сумме почти 7,5 млн рублей, материальная помощь – в размере 5 должностных окладов, и это помимо законодательно установленной, и т.д.

При формировании республиканского бюджета с учетом его дефицита расходы на содержание республиканских органов исполнительной власти планируются исходя из минимальной потребности. Так вот расходы по исполнительной дирекции превысили и парламентские, и исполнительной власти, составив в среднем на 1 работника 554 тыс. рублей. Это почти вполовину больше, чем в республиканских комитетах. Средняя заработная плата в Министерстве здравоохранения республики – 19 тыс. рублей, в ФОМСе – 35 тыс. рублей. В соответствии с Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования республики норматив финансовых средств, выделяемых фондом на выполнение им управленческих функций, устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением фонда.

В ходе проверки представлен протокол правления ТФОМСа, кстати, без надлежащего юридического оформления, отсутствует даже дата составления, о согласовании норматива отчисления на выполнение управленческих функций в размере 2,8% от налоговых поступлений, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, межбюджетных трансфертов ФФ ОМС, прочих неналоговых поступлений.

Неоднократно при подготовке заключений на проекты бюджетов ТФОМСа Контрольно-счетной палатой давались рекомендации о постатейном разборе сметы расходов фонда, однако в бюджетах 2008, 2009 годов эти сведения так и не были представлены.
В связи с вышеизложенным считаем, что заложенные в бюджете средства на содержание дирекции позволяют исполнительному директору производить расходы в нарушение действующего законодательства.

Так, несмотря на то что работники дирекции по оплате труда приравниваются к работникам исполнительных органов субъектов РФ, фактически оплата труда проводится в соответствии с коллективным договором между исполнительным директором фонда и ...профсоюзным комитетом работников фонда, где предусмотрены нехарактерные для органов исполнительной власти выплаты, в т.ч.:
– по итогам 3–6–9–12 мес. По усмотрению работодателя работнику выплачивается премия по результатам работы;
– в связи с праздничными днями и за выполнение отдельных заданий в качестве вознаграждения может быть выплачена разовая премия. Размер премии не ограничивается;

– ежемесячно выплачивается дотация на питание в размере суточных – 700 рублей;
– приобретаются путевки (или компенсируется их стоимость) на отдых и лечение.
За 2008 год расходы на содержание исполнительной дирекции ТФОМСа по сравнению с 2007 годом возросли на 31% (с 34,3 млн руб. до 44,8 млн руб.). Фактически выплаты заработной платы, премий и дотаций на питание по сравнению с 2007 годом выросли на 37%.

Премий за 2008 год сотрудникам фонда выплачено 6206915,0 рублей, или на 69% больше, чем в 2007 году. Премии выплачивались к 23 февраля и 8 Марта, в дни специалиста юридической службы и медицинского работника, работника финансовой службы, народного единства, День города, 9 Мая, день кадровика, День работников автомобильного транспорта, Новый год, на Пасху, Джеоргуыба и День Хетага… (смех в зале).

Неоднократно в ходе проводимых проверок указывалось на неправомерность выплат дотации на питание. Но в 2008 году было выплачено работникам фонда подобных выплат на 3625865 рублей, что на 66% больше, чем в 2007 году. Работникам фонда расходы на проживание в гостиницах на период командировки не лимитируются, снимаются номера стоимостью от 9600 до 10800 рублей. Для примера были просчитаны средства, израсходованные на проживание и суточные двумя сотрудниками фонда.

Согласно приказу № 153-км от 14.10.08 г. командируют главного специалиста юридического отдела и ведущего специалиста юридического отдела в г. Москву для участия в учебном мероприятии по повышению квалификации с 19 по 26 октября. Стоимость проживания в 1-местном полулюксе в учебно-бытовом комплексе Финансовой академии при Правительстве РФ составляет 2800 руб., а в 2-местном 1600 руб. Фактически, как следует из авансовых отчетов, специалисты юридического отдела проживали в гостинице «Оксана» и оплачивали в сутки за проживание по 9600 рублей каждый. Всего за 7 дней оплачено ими по 67200 рублей каждым, а следовало по 19600 рублей, т.е. переплачено 47600 рублей каждому.

Согласно приказу № 194-км от 4.12.2008 г. на семинар по теме: «Актуальные вопросы бюджетного учета» были направлены Тебиева Л. Т., Габалаева З. А., Демуров З. Т.
Габалаева З. А. и Тебиева Л. Т. проживали по 5800 рублей в сутки, а Демуров З. Т. проживал в гостинице «Ренессанс» ООО «Ника-серви» и оплачивал в сутки по 10500 рублей. Подобные случаи отмечены проверяющими неоднократно. Постановлением Правительства РСО–А от 16 февраля 2007 года оплата суточных установлена в размере 150 рублей в сутки. Коллективным договором между исполнительным директором ТФОМС и работниками фонда от 28 марта 2006 года размер суточных определен в сумме 700 рублей. В нарушение действующего законодательства излишне выплачено суточных за 2007 год 88000 рублей и за 2008 год 222750 рублей.

Бесконтрольность со стороны правления фонда позволила исполнительному директору фонда передать автомашину ГАЗ-3102, приобретенную 14.04.2005 г., Кировской районной больнице (хотя это в функции фонда не входит), списать с последующей утилизацией основных средств на сумму 2789806 рублей, в том числе две автомашины ВАЗ-2107 2002 года выпуска и ВАЗ-2109 2002 года выпуска.

В 2008 году дирекцией приобретено основных средств на сумму 5434432 рубля, в том числе:
– 23 компьютера на 2265950 рублей. При этом приобреталась самая дорогая оргтехника. Стоимость одного компьютера в среднем составила не менее 98519 рублей;
– 33 единиц вычислительной техники на 625438 рублей. Стоимость единицы 18952 рубля;
– 1 сервер стоимостью 494800 рублей.

Приобретались бесконтрольно мебель, светильники, видеорегистраторы и пр. К примеру, 12 кресел на 186045 руб. Несмотря на наличие в республике специального органа по проведению конкурсов на приобретение товарно-материальных ценностей, работ и услуг фонд всегда самостоятельно проводит запросы котировок. В соответствии с положением о «Порядке формирования и расходования нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия – Алания» фондом с 2006 г. создается страховой запас до 130 млн руб. Средства страхового запаса учитываются не на отдельном счете, что позволяет исполнительному директору в течение года расходовать их на свое усмотрение. Подобное положение, по мнению комиссии, в корне не верно, и требует пересмотра.

Средства на выполнение управленческих функций также не выделяются на отдельном счете, что дает возможность руководителю дирекции независимо от фактического исполнения бюджета ТФОМС, расходы на содержание дирекции производить в полном объеме, то есть с неоправданным завышением. Вот сравнительный анализ штатной численности ТФОМС:
2005 г. – ТФОМС выполняет собственные функции и функции страховых медицинских организаций – 60 ед.;2006-2007 гг. – работают страховые медицинские организации, работа ТФОМС в рамках национального проекта «Здоровье» – 56-58 ед.;
в 2008 г. – 66 ед.;
2009 г. – 81 единица.
Структура и штатная численность исполнительной дирекции ТФОМС с правлением в 2008-2009 годах не согласовывалась, и это нарушение Положения о фонде, утвержденного Парламентом РСО–А в 2005 году.

Вывод комиссии: реальная потребность для обеспечения выполняемых функций исполнительной дирекцией фонда не должна превышать 60 единиц. Необходимо отменить постановление Правительства РСО–А от 1993 г., по которому функции по утверждению штатного расписания исполнительной дирекции переданы самому директору. Предлагаем комитету Парламента по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов внести предложения по совершенствованию действующего в настоящее время Положения о фонде в части уточнения функций правления и исполнительного директора, а также по повышению ответственности правления фонда за утвержденную смету расходов и штатную дисциплину исполнительной дирекции, деятельность ревизионной комиссии правления фонда.

По мнению парламентской комиссии, ТФОМСу необоснованно выделяются завышенные средства на выполнение им управленческих функций, что совпадает с актом ревизионной комиссии правления фонда и заключением Правительства РСО–А от 8.04.2009 г. В связи с выявленными комиссией фактами излишнего финансирования фонда комиссия предлагает внести поправку в представленный фондом бюджет 2009 года по сокращению на 13 млн 850 тыс. руб. статьи расходов на содержание органов управления фонда. Считаем нужным: предложить Правительству и правлению фонда, при утверждении бюджета фонда отдельно утверждать подробную смету расходов на содержание дирекции фонда, а также отдельно величину страхового запаса.

Предложить дирекции фонда для учета средств на выполнение управленческих функций, учета средств на реализацию территориальной программы ОМС и средств страхового финансового запаса открыть в учреждении банка отдельные расчетные счета по каждому виду расходов, а также приостановить действие коллективного договора между исполнительным директором фонда и профсоюзным комитетом работников фонда в части не характерных для работников исполнительных органов власти социальных выплат. Предложить правлению фонда внести изменения в Положение о порядке формирования и расходования нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда в части учета средств и в части ее расходования.

Оплату командировочных расходов производить в соответствии с Постановлением Правительства РСО–А от 16 февраля 2007 года № 38. Предложить отдельным дополнительным заданием Контрольно-счетной палаты проверить соблюдение финансовой дисциплины в ряде лечебных учреждений республики, контракты, а также цены, по которым закупаются продукты и лекарства.
Нет договора фонда с действующими в республике медицинскими страховыми компаниями, что также существенное нарушение.

Расходы на ведение дела ООО «РГС-Медицина»–«Росгосстрах-Северная Осетия-Медицина» не подтверждены договорами аренды нежилых помещений и недвижимого имущества, договорами на аренду автомобилей и лизинговые платежи, с указанием стоимости, количества, сроков и условий аренды помещений, автотранспорта и иной техники, приобретения основных средств, рекламы и PR-кампании, а также не содержат детальной расшифровки основных статей расходов.

Представленное штатное расписание не содержит нормативно правового и экономического обоснования. Основной параметр, согласно которому формируется структура штатного расписания страховой медицинской компании, – это число застрахованных лиц. В данном случае не подтверждено подписанным документом Фонда обязательного медицинского страхования.

Заработная плата работников компаний явно завышена. Так, заработная плата директора филиала ООО«РГС-Медицина»–«Росгосстрах-Северная Осетия-Медицина» предусмотрена в сумме, равнозначной денежному вознаграждению министра РСО–А, а заместителя директора филиала – даже выше, чем денежное содержание заместителя министра. Заработная плата остальных работников без основания приравнена к денежному содержанию государственных служащих РСО–А. Следует отметить, что фактическое начисление заработной платы еще не проверялось.

Проверка правомерности расходования бюджетных денег входит в обязанности фонда, чего им не делается. Для сравнения приведу следующие данные, красноречиво характеризующие, куда направлены усилия руководителей фонда. Им бы настойчивее работать со структурами федерального центра, чтобы успешнее формировать бюджет фонда во имя тех, кто так нуждается в качественных медицинских услугах, а не здесь, в Парламенте и Правительстве, все время озвучивать вопросы, как увеличить бюджет ФОМСа…

Смотрите: в Кабардино-Балкарии бюджет их Фонда медстраха составляет 2 млрд 100 млн рублей, из них средства из республиканского бюджета – 800 млн, а 1 млрд 300 млн – поступления из центра.
У нас бюджет республиканского фонда 1 млрд 700 млн рублей, и 1 млрд – это деньги республики, то есть большая часть, а из центра – только 700 млн. И эти цифры тоже говорят, как фактически неэффективно работает фонд.

После выступления Азамата Хадикова в зале повисла тишина. Слишком впечатляюща была озвученная информация. Прервал депутатское безмолвие Солтан Годизов, дополнив картину новыми фактами:
– Была надежда, что с появлением медицинских страховых компаний ситуация в здравоохранении улучшится. Но не случилось. Средства же на содержание дирекции Фонда медстрахования и страховых медкомпаний увеличились. 44 млн руб. Фонд медстраха в 2008 году определил себе на содержание. И столько же, думаю, уходит на содержание аппаратов страховых медкомпаний. А как при этом лечат в наших больницах, мы сами знаем.

Фактов нецелевого использования средств в фонде комиссия выявила много. Контракты заключались так, чтобы продукты и медикаменты в больницы попали по самым высоким расценкам. Мясо (мякоть) на рынке 170-180 руб., а в больницы идет мясо II категории, но по цене 220-240 руб. Мешок муки – 560 руб., а в больницы закупают по 1200-1500 руб. И так можно говорить по всему ассортименту продуктов…

На все эти безобразия надо обратить внимание. Пациенты в больницах всего на 10% обеспечены лекарствами. Так куда же идут наши взносы, которые мы все направляем в фонд?
Депутат Годизов, перечисляя факты нарушений, старался не волноваться, но слишком негативной была картина того, что выявила депутатская комиссия, чтобы суметь остаться бесстрастным.
Бесконтрольность, попустительство, вседозволенность – эти оценки были на устах депутатов. И потому столь категоричен был первый зампредседателя Парламента Станислав Кесаев в своем выступлении:
– Я все ждал, что представители Фонда медстраха все-таки выйдут и что-то объяснят. Но нет. Тогда, кого нам увещевать? Делают все, что хотят…

Надо в постановление добавить пункт – все результаты проверки направить в прокуратуру республики.
И у депутата Асланбека Хадарцева была собственная оценка всего услышанного:
– Много негативного мы узнали сегодня о деятельности фонда. Но есть и такой факт – закупаются продукты в основном со стороны. А почему продукты местных производителей не закупаются?
И еще. Для действенного контроля нужно создать единый реестр всего работающего населения. Им смогут пользоваться и Пенсионный фонд, и налоговые службы, и медицинские страховые компании.
Очень эмоциональным было и выступление Председателя Парламента Ларисы Хабицовой:

– Депутатская комиссия выявила столько фактов расточительства. Мы все время думаем, как улучшить ситуацию в здравоохранении, где найти средства, чтобы направить в больницы, а тут сталкиваешься с тем, что люди, кому положено по служебному долгу этим заниматься, растрачивают средства налево и направо, ублажая всех своих…

Что скажут эти люди своим детям? Что ответят людям, которые лечатся в наших больницах?
Кроме финансовой стороны есть здесь серьезный нравственный аспект. Человек 15 лет руководит фондом, и ему ничего не удалось создать позитивного для здравоохранения. Когда ему задаешь вопрос, почему нет прозрачности в финансовых потоках у вас в фонде, он ссылается на то, что для этого нужны дорогостоящие программы, до 500 тыс. рублей. А миллионы рублей куда уходят? Ну о чем еще говорить после всего того, что выявила комиссия?!

Правление фонда совершенно не работало, чем и объясняется такая расточительность исполнительной дирекции. Новый бюджет фонда должен убедить нас всех, что стратегия его действий будет кардинально изменена. И так же кардинально там будет изменен подход к государственным средствам.

 
« Пред.   След. »