Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Он был народным целителем и известным этнологом
В наступившем 2011 году исполняется 130 лет со дня рождения Магомета Мисикова – доктора медицины и профессора, знаменитого народного врача, выдающегося ученого-исследователя, одного из виднейших деятелей осетинской культуры XX столетия. Можно предположить, что новейшим поколениям неизвестно имя этого человека. Ведь он не занимал высоких и «звонких» должностей, не накопил собственности, бесплатно лечил людей, изучал и строил культуру, неизменно заботился об интересах народа (странные занятия, не правда ли?). И не избежал обычной судьбы осетинской интеллигенции второй четверти XX века – был физически уничтожен советской властью.
Естественно, при такой биографии не могло быть ни улиц, ни учебных заведений, ни больниц, названных его именем. К тому же доктор Мисиков был благороден и скромен – он не оставил потомков, способных спекулировать славой предков. Да и старинная фамилия Мисиковых все еще держится старомодных приличий: ее носителям не приходит в голову описывать свои подвиги и требовать у государства увековечения памяти почивших братьев. Тем большая ответственность ложится на нынешние поколения наследников национальной истории и культуры. Когда деятельность, роль и заслуги человека выходят за пределы семейной истории и местечковой жизни, – его память должна становиться заботой общества. И приближающийся юбилей – достойный повод для того, чтобы задуматься о нашей общей судьбе и о месте, которое занимают в ней люди, подобные профессору Мисикову.
Магомет Асланикоевич (Михаил Аркадьевич) Мисиков родился в 1881 г. в селении Брут, там же в двухклассной (четырехлетней) школе получил начальное образование. Решающее влияние на талантливого мальчика оказал дядя – Сослан Мисиков, старавшийся дать Магомету хорошее образование. Блестящий офицер, герой Русско-японской войны, удостоившийся высшего народного признания – героической песни, Сослан погиб, посчитав бесчестьем оставить на поле боя своих солдат. К тому времени племянник уже окончил гимназию во Владикавказе и поступил на медицинский факультет Новороссийского университета в Одессе. Свою главную книгу профессор Мисиков посвятил памяти дяди.
Окончив университет в 1907 г., он поступил в Одесскую городскую больницу интерном, а через год был назначен прозектором. Возвращаться домой дипломированный врач не спешил – он справедливо считал: чтобы быть полезным Осетии, нужно учиться дальше, нужно заниматься наукой. Областью научных интересов М. А. Мисикова стала анатомия человека и антропология. Приезжая в Осетию на каникулы, а потом в отпуск, Магомет начал собирать материал для диссертации. Конечно, она должна была объединить медицину с задачами осетинской культуры. Не бросая работу в городской больнице, он сдавал необходимые экзамены. Докторская диссертация, посвященная антропологии осетин, была защищена в 1916 г.
Замечательно, что антропологию доктор Мисиков понимал в самом универсальном, сегодняшнем смысле, не отделяя ее физические аспекты и медицинские закономерности от особенностей культурно-исторической среды, от жизни народа. Книга «Материалы для антропологии осетин», вышедшая в том же году в Одессе, содержит самое обширное и наиболее полное к тому времени этнографическое описание Осетии.
Минуло целое столетие и современному читателю нужно объяснить, что это было время форсированного строительства национальной культуры, призванной обеспечивать новые культурные потребности развитого (государственного, рыночного, аграрно-индустриального) общества. Вторая половина XIX и первая четверть XX веков стали для Осетии эпохой национального возрождения – так принято называть исторический период, когда завершается формирование развитого национального самосознания и происходит окончательный переход от традиционной народной (то есть устной, фольклорно-этнографической) культуры к письменной, профессиональной, ученой культуре современной нации. Когда на смену провинциальной патриархальности приходят гражданские, национальные формы общественных связей. Именно эти процессы в жизни общества и носят гордое название модернизации. При отсутствии политической и экономической автономии, в условиях административного разделения Осетии профессиональная письменная культура превратилась в важнейший фактор национальной консолидации, в единственный способ осознания и отстаивания национальных интересов.
Исследовать осетинскую традицию методами передовой науки, осмыслить ее в реалиях нового времени и поместить в стратегический контекст национального развития – вот та общая культурная цель, которая заставила молодого осетинского врача удивить ученый совет Новороссийского университета. Доктор Мисиков оказался заправским новатором – он не только объединил медицинское и культурное описание своего народа, но еще вторгся в «чужую» профессию, чтобы написать этнографический портрет осетин. Он и тут стал первопроходцем, потому что целостное и бескомпромиссное самоописание, созданное впервые, разом переменило угол зрения, превратило этнологию и антропологию в часть осетинской культуры. А сам автор стал основателем национальных научных школ в двух областях – медицинской и культурной антропологии.
Все революционные и первые советские годы М. А. Мисиков оставался в Одессе. Его знания были востребованы, карьера продолжалась. В 1917 г. он перешел на должность прозектора и старшего врача Одесской губернской больницы. Читал лекции по анатомии и физиологии человека в высшем фармацевтическом техникуме, фельдшерском училище и зубоврачебной школе. После гражданской войны стал организатором народных университетов в Одесской губернии, в 1924 г. избран председателем Одесского научно-технического общества.
Нет сомнения, женитьба и рождение сына тоже удерживали его от немедленного возвращения на родину, но главной причиной были драматические события гражданской войны. Он хорошо понимал, что в Осетии нет никаких оснований для навязанных ей кровавых конфликтов. Ему не хотелось выбирать между братьями, между друзьями, которые вдруг оказались по разные стороны баррикад. Он слишком хорошо понимал, что политическое разделение гибельно для небольшого народа.
Наконец, осенью 1924 г. М. А. Мисиков вернулся в Осетию и поселился во Владикавказе. Не дожидаясь почетных предложений и не задумываясь о профессиональной карьере, первым делом он поспешил исполнять свой врачебный долг. Нескончаемой вереницей шли к нему люди, нуждающиеся в помощи, присылали нарочных из далеких сел. Он принимал всех и в любое время, ездил по Осетии, сам покупал и раздавал лекарства, изучал и прописывал народные средства, читал на родном языке популярные лекции, публиковал разъяснительные тексты, издавал брошюры. Бескорыстная врачебная практика и санитарно-просветительная работа снискали ему всенародную славу, но, конечно, не освободили от других, не менее важных занятий.
С 1925 г. М. А. Мисиков – профессор кафедры нормальной анатомии и лечащий врач Горского педагогического института, с 1926 г. по совместительству – заведующий кафедрой физиологии человека, с 1927 г. еще и председатель естественно-исторической предметной комиссии. Активным участием в создании государственных учреждений здравоохранения и средних медицинских учебных заведений он завоевал непререкаемый профессиональный и общественный авторитет. Научно-медицинскую, лечебную и организационную работу профессора М. А. Мисикова еще будут описывать в деталях. Однако восстановить его имя в числе (если не во главе) тех, кто закладывал основы медицинского образования в Осетии, необходимо уже сегодня – это долг справедливости.
И все же медицина была лишь частью его жизни – ведь телесное здоровье неотделимо от душевной чистоты людей и высоты народного духа. Результаты двенадцати последних лет, прожитых профессором на родине, стали также выдающимся вкладом в развитие институтов национальной культуры и научного осетиноведения. М. А. Мисиков был заместителем директора НИИ краеведения, где тогда была сосредоточена вся деятельность по изучению природы, истории, культуры и экономики Осетии. Он возглавлял два направления государственной работы – изучение природных богатств и музейное строительство в республике. Как прекрасный знаток языка и народной культуры, он принимал участие в важнейших гуманитарных научных проектах, в числе которых, например, – завершение и подготовка к изданию известного «Осетинско-русско-немецкого словаря» академика В. Ф. Миллера.
Национальное возрождение продолжалось в Осетии и после установления советской власти, которая первоначально признавало право народов многонациональной страны строить собственную культуру. Первые годы общей согласной работы дали прекрасные плоды: эффективно работали первые вузы и техникумы, росла сеть медицинских, образовательных и культурных учреждений, создана система государственного делопроизводства на осетинском языке, состоялся переход начальной школы на родной язык обучения, выходили книги, газеты, журналы… Главным препятствием для культурного строительства оставалось административное разделение Осетии – его преодолевали, создав надежную схему культурно-образовательного единства: все решения Юга и Севера принимались совместно, их исполнение координировалось.
Срыв наступил на рубеже 20-х и 30-х гг. XX в., когда началось постепенное свертывание национально-культурного строительства, а затем последовали репрессии против его идеологов и активных деятелей. Судьба профессора М. А. Мисикова была предрешена. Его арестовали 10 мая, и после четырех месяцев жестоких пыток он погиб в застенках 7 сентября 1938 г.

Времена меняются, и нынешняя Осетия вновь не сможет обойтись без отцов-основателей профессиональной науки и культуры, без истории национального духа, одним из чистейших воплощений которого навсегда останется светлый образ Магомета Мисикова.

 Автор: Руслан Бзаров, доктор исторических наук, профессор СОГУ

 
« Пред.   След. »