«Качество жизни. Здоровье» |
21.12.2010 г. | |
Проект такой программы модернизации российского здравоохранения разработан депутатами Госдумы совместно с партией «Единая Россия». Встреча с руководителем проекта депутатом Госдумы Максимом Мищенко за «круглым словом» во Владикавказе, в которой приняли участие руководители Парламента и Правительства Северной Осетии, Минздрава, лечебно-профилактических учреждений, контролирующих структур, и была посвящена вопросам предстоящей модернизации системы здравоохранения. Участники встречи высказали свое мнение о предстоящей работе в рамках проекта.
Открывая совещание, председатель парламента Лариса Хабицова поблагодарила за участие в работе «круглого стола» руководителя проекта «Качество жизни. Здоровье» депутата Госдумы Максима Мищенко, подчеркнув, что модернизация системы здравоохранения – это комплексная задача, которая с каждым днем приобретает все большую актуальность. Бесспорно, реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» удержала на краю бездны систему здравоохранения государства в целом, многим медицинским учреждениям самого разного уровня практически дала новый шанс на развитие. Однако проблем по-прежнему еще много. Руководство государства однозначно определило приоритетом своей политики развитие системы отечественного здравоохранения как одного из ключевых условий снижения смертности и увеличения продолжительности жизни россиян. С этой целью во всех регионах под эгидой партии «Единая Россия» реализуется проект «Качество жизни «Здоровье». Одна из задач которого – поддержка региональных проектов модернизации здравоохранения с учетом особенностей субъектов Российской Федерации. Грядущие перемены в медицине, переход на одноканальное финансирование, включение службы скорой помощи в сферу интересов страховых компаний должны улучшить качество оказываемых медицинских услуг. Однако едва ли они станут достаточными для серьезного улучшения работы медицинской отрасли в целом. Материально-техническая база мало чего стоит без мотивированной и качественной работы персонала. И здесь имеется в виду не только полноценная финансовая поддержка всех категорий медицинских работников, но и их профессиональное соответствие. Недостаточно установить высокоточную медицинскую технику последнего поколения – важно довести квалификацию врачей до уровня этой техники, чтобы последние научные достижения могли принести максимальную пользу людям. Государство должно учить, лечить и защищать. И если это не делается или делается недостаточно продуктивно, государство может потерять один из своих формообразующих признаков. Руководитель проекта «Качество жизни. Здоровье» Максим Мищенко напомнил, что идея разработки такого документа появилась после выступления на заседании Госдумы премьер-министра России Владимира Путина, когда он поставил вопрос о реформировании медицинской сферы, в том числе и с целью увеличения продолжительности жизни россиян. Впервые за последние 20 лет на медицину выделяется объемная сумма – 460 млрд руб., 300 млрд из которых направлено на укрепление материально-технической базы медучреждений, их оснащение оборудованием; 136 млрд – на разработку стандартов лечения, лекарственное обеспечение и оплату труда медработников… Ставится задача создать такую систему, чтобы каждый человек в любой точке страны мог получить качественную квалифицированную помощь. А состояние его здоровья можно было бы отследить в единой базе данных. Сегодня качество оказания медуслуг разнится в зависимости от экономического развития регионов. Однако в одних регионах имеются красивые современные медицинские центры – перинатальные, кардиологические, но при этом в плохом состоянии находится первичное звено – фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, поликлиники, куда даже заходить страшно. По нацпроекту «Здоровье» в медицину направлялись немалые денежные средства, но первичное звено и сегодня требует особого внимания, и надеемся, что модернизация медицинской отрасли повысит качество обслуживания пациентов, медицина станет доступной каждому жителю, живущему в том числе в отдаленных от центров местностях. О проблемах и в республиканском звене здравоохранения, которых еще много, говорили участники «круглого стола». И высказывали свое мнение по поводу предстоящей модернизации отрасли. Из выступления председателя профильного комитета парламента республики, координатора реализации проекта в РСО–А Александра Реутова: – За последние годы в здравоохранении республики сделано то, что не делалось десятилетиями: проведена реконструкция главной больницы (РКБ), офтальмологического корпуса КБСП, ремонтируются центральные райбольницы, идет строительство поликлиники в г. Моздоке, ремонтируются врачебные амбулатории, ФАПы. Поликлиники получили стандартное оборудование, пополнен парк машин «Скорой помощи». Препараты, которые сейчас бесплатно получают онкологические больные, больные гемофилией, сахарным диабетом и некоторые другие льготные категории граждан еще 5-6 лет назад для них были просто недоступны. Но кощунственно было бы рассказывать о достижениях больному, госпитализированному в многоместную палату с расшатанной койкой и удобствами в конце коридора. Больному, получившему список лекарств, которые срочно надо приобрести ему самому. Как объяснить пенсионеру, инвалиду, что из программы дополнительного лекарственного обеспечения исключены более 60% участников. Остались те, кто получает дорогостоящие, жизненно необходимые лекарства, и средств на недорогие, но востребованные препараты для многих просто не хватает. Стационары по уровню оснащения сейчас даже отстают от поликлиник, рентгеновское оборудование в большинстве ЛПУ не отвечает современным требованиям, не хватает аппаратов УЗИ, наркозных аппаратов, оборудования для кабинетов функциональной диагностики. В стационарах ощущается дефицит лекарств, почти все, что зарабатывает больница по обязательному медстрахованию, расходуется на выплату заработной платы (без премий и повышающего коэффициента). По показателям обеспеченности врачами и койкоместами в стационарах Северная Осетия опережает большинство регионов. Но по каким причинам в республике, имеющей свой мощный медицинский вуз, направляющей выпускников в ординатуру и аспирантуру на центральные базы, неработающий по специальности врач – не редкость, везде ощущается дефицит узких специалистов. Сколько выпускников предпочитает не работать, но не проходит переквалификацию? Кардиологи, гинекологи, дерматовенерологи годами ждут свои полставки. Ключевой вопрос: что делать – назревал не один год. Решение проблемы огромной, запущенной, достаточно инертной отрасли обязательно должно быть комплексным. Нельзя выделить деньги на неподготовленную почву, здравоохранение должно быть готово эти деньги принять и расходовать эффективно. Подготовка специалистов, готовых выполнять стандарты оказания медпомощи, работать с современным оборудованием должна была начаться уже вчера. Готовятся ли такие кадры? Кто будет повышать уровень профессиональной подготовки главных менеджеров программы – руководителей лечебно-профилактических учреждений? Как координатор проекта от партии «Единая Россия» информирую, что в республике создан экспертный совет. В его составе достаточно молодые и профессиональные люди: врачи, экономисты, строители. Задача партии – партийно-политическое сопровождение проекта, содействие его реализации и контроль. Процесс непростой, сроки его реализации сжаты. Но у здравоохранения республики наконец-то появился реальный шанс встать на ноги. Из выступления главврача Правобережной центральной райбольницы Валерия Баскаева: – В процессе подготовки модернизации районного здравоохранения нами составлен паспорт программы, в котором определены структурные подразделения больницы, требующие капитального и текущего ремонта. На все ремонтные работы имеется проектно-сметная документация, определен перечень необходимого медицинского оборудования в соответствии с табелем оснащения, установленного приказом МЗ РФ. Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Подготовка и переподготовка врачей тех специальностей, по которым не готовит факультет усовершенствования врачей СОГМА, должна проводиться за счет субсидий, выделяемых на эти цели регионам Российской Федерации по договорам. В подготовке специалистов надо активно использовать стажировку в центральных клиниках. Из выступления главврача клинической больницы СОГМА Индиры Таутиевой: – Несмотря на то, что проект модернизации здравоохранения подробно разъясняет суть некоторых важных концептуальных вопросов, складывается впечатление, что предлагаемая программа основывается на прежней рыночной идеологии реформ, и начало новой модернизации начинается с решения сложных системных противоречий, возникших в ходе предыдущих преобразований (закон об ОМС, госгарантиях, автономных медицинских организациях). Понятно, что сокращение программы госгарантий, усиление хозяйственной самостоятельности ЛПУ и активное привлечение частной медицины для обслуживания государственных обязательств действительно могут рационально перераспределить имеющиеся ресурсы, послужат источником роста объемов помощи и повысят качество обслуживания населения. Однако не исключено, что такая мера может привести к резкой коммерциализации деятельности больниц, расширению объемов платных услуг и сокращению доступности медицинской помощи для малоимущих категорий граждан. Сокращение программы госгарантий, как минимум, является преждевременным шагом, а оптимизм авторов данной идеи более чем сомнительным, т.к. в российской схеме ОМС реальным объектом страхования является не столько здоровье пациента, сколько хозяйственная деятельность ЛПУ. Поэтому расчетную стоимость конституционных прав граждан эксперты невольно отождествляют со сметой расходов на содержание конкретного лечебного учреждения. Право выбора лечащего врача при условии его согласия на это резко ограничивает доступность медицинской помощи населению. Учреждение будет жить, видимо, получая госзадание в размере минимальной заработной платы тому персоналу, который там есть. И рано или поздно оно будет, конечно, закрыто тем или иным способом. С вовлечением скорой медицинской помощи в систему ОМС у нас в скором времени, как мне кажется, возникнут серьезные экономические, а главное – правовые проблемы (термин «медицинская услуга» чисто гражданско-правовой, и существует разница между «медицинской помощью» и «медицинской услугой», хотя бы в той части, что за неоказание «медицинской услуги», в отличие от «медицинской помощи», уголовной ответственности быть не может). И последнее. В Законе «Об охране здоровья граждан РФ» очень мало говорится о пациенте и еще меньше – о враче. Такое впечатление, что медицинскую помощь оказывают медицинские учреждения, а не специалисты, в них работающие. Участники «круглого стола» разработали рекомендации, направленные на обеспечение реализации программы модернизации республиканского здравоохранения. В частности, правительству республики предложено обеспечить финансирование программы, осуществлять мониторинг рационального использования направленных средств, повысить персональную ответственность руководителей органов исполнительной власти и главврачей медучреждений. А парламентскому комитету рекомендовано проанализировать действующее республиканское законодательство и внести на рассмотрение пакет документов, обеспечивающих реализацию модернизации медицины, контролировать ее исполнение. |
« Пред. | След. » |
---|