Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Опасны для здоровья
«Слышь, малой! Сгоняй-ка за сигаретами!» – здоровенный детина развалился на лавочке и повелительно машет рукой мальчишке лет десяти. Пацан безропотно подчиняется и, взяв деньги, бежит к ближайшему киоску. К чему это? Да так, картинка из жизни, в которой можно при определенной доле усердия углядеть целый набор наших современных, как говорится, общественных пороков. Например, взрослые, искаженно понимая принципы воспитания детей, запросто отсылают их за пачкой сигарет, бутылкой пива или чего покрепче. Дети приносят. Потому что (и это – два!) в торговых точках практически любой продавец, ни секунды не колеблясь, продаст ребенку и сигареты, и спиртное. А кроме того, несмотря на федеральные законы, распоряжения и благие намерения, алкоголь у нас продают по смешным ценам на каждом углу. И это – три…
Наверное, можно было бы тут продолжить список, но мы, пожалуй, остановимся. Причем остановимся на одном важном моменте: как правило, никакие требования и нормы, в том числе и моральные, в торговле не соблюдают те, кто работает вообще вне закона. Ну, то есть, человек по факту есть, продает товар, получает деньги, а юридически – его вроде бы и нет. Поэтому он, конечно, мог бы подчиниться требованию и не продавать несовершеннолетним опасную алкогольную и табачную продукцию, но поскольку он все равно вне правового поля, так чего же не подзаработать?..

Случаи бывают разные, но с одним моментом не поспоришь: чаще всего без каких-либо правоустанавливающих документов, регистрации, разрешений, уплаты налогов торгуют в тех самых коммерческих киосках, к повсеместному присутствию которых мы давно уже привыкли. Возле этих же самых ларьков нередко разыгрываются батальные сцены с участием еле стоящих на ногах «актеров». В этих же киосках размером два на два метра продавцы днюют и ночуют, обходясь как-то даже без санузлов… Как обходятся? А вы догадайтесь…

Словом, давно уже стоило задуматься, что торговля в таком вот неприглядном виде не просто неэстетична, но и опасна для потребителя. А раз опасна, значит, быть ее не должно. Такой простой вывод сделали в АМС г. Владикавказа, где с недавних пор серьезно озадачились проблемой существования уличной торговли в таком неприятном ее проявлении, как незаконные киоски.
– Существует несколько видов уличной торговли. И к каждому – свои требования, – объясняет заместитель главы АМС Владикавказа Георгий Калаев. – Сейчас, дабы не растекаться мыслью по древу, речь идет именно о киосках. В российском законодательстве (ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержден постановлением Госстандарта России от 11.08.99 № 242-ст) есть определение термина «киоск». Вчитайтесь: «Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас». То есть это помещение не предусматривает длительного хранения продуктов, спального места для продавца и прочего подобного. Однако здесь должно быть торговое оборудование.

Что мы видим в реальности? Никакого оборудования (витрина, сколоченная из трех досок, – не в счет), кассовых аппаратов, кондиционеров, которые необходимы, чтобы пусть даже один день хранить продукты в надлежащих условиях… При этом нарушаются пункты санитарных требований. Кроме того, часто отсутствуют документы, разрешающие деятельность… Строго говоря, на территории города в соответствии с законами и правилами работают только такие мелкорозничные торговые сети, которые устанавливают крупные компании. Например, «Нестле», «Архыз», «БонАква». К ним же относятся киоски «Ираф-Агро» и птицефабрика «Михайловская». Все остальное не выдерживает никакой критики.
Говорят, не так страшен черт, как его малюют. В нашем же случае он еще страшнее. Дело в том, что киоски нередко установлены в местах, где их в принципе быть не должно: во дворах жилых домов, в непосредственной близости от проезжей части, в двух шагах от учреждений образования и культуры… И ладно бы это были киоски, которые торгуют леденцами и лимонадом! Только на таком «смешном» товаре прибыль ведь не получишь, особенно если говорить о мелкорозничной торговле. Тут остро необходимо нечто куда более серьезное – те же алкоголь и табак. Ну и туда же до кучи соленья, бакалею, консервы, сладости… Так, на всякий случай… Разумеется, все это добро за день не раскупается. И за два дня не раскупается тоже. Сколько месяцев и в каких условиях пролежали сушеные «полосатики», которых до слез захотелось вам в третьем часу ночи? Кто знает...

Вот тут мы и добрались до еще одной «развилки»: киоски, те самые, которые почти все работают вне закона, как правило круглосуточные, их в каждом районе – несколько десятков. А круглосуточных магазинов, в которые можно было бы добраться среди ночи, маловато…С одной стороны, не смертельно, можно и обойтись без ночных «экстравагантностей». С другой – все-таки удобно жить в цивилизованном мире, где все к услугам клиента.

– Во Владикавказе действительно не хватает круглосуточных магазинов. Но со временем их станет больше. Что касается киосков, то в темное время суток они превращаются в весьма небезопасные места. Мало того, что здесь происходит бесконтрольная торговля неизвестно какого качества товаром, так ведь у таких точек нередко собираются нетрезвые компании, ведутся разговоры на повышенных тонах, – продолжает разговор наш собеседник. – В администрацию десятками приходят письма от жильцов близлежащих домов с жалобами и просьбами убрать тот или иной киоск. Эти жалобы небеспочвенны, и мы на них реагируем.

По данным, которые представил Георгий Калаев, в городе сегодня работают 14 рынков, 10 торговых центров, 5 тысяч магазинов и около 2 тысяч объектов уличной торговли. Много это или мало?
В условиях рыночной экономики на подобные вопросы дать объективный ответ может только рынок: есть спрос и прибыль для продавца – значит, наличие торговой точки оправданно. Но это правило справедливо только в том случае, если магазин, киоск, палатка работают честно и прозрачно, с уплатой налогов и обязательных платежей в фонды. У продавца должна быть приемлемая заработная плата, а у хозяина – возможность расти и развиваться. Если доход таков, что покрывает все эти расходы и оставляет еще чуть-чуть, тогда вопросов нет. Если же киоск стоит сам по себе, под чьей-то уютной «крышей», а доход не подразумевает никаких «лишних» трат – только зарплату продавцу и закупку нового товара, то и выводы нужно делать соответствующие.

Владикавказская администрация к этим выводам хозяев незаконно работающих киосков подталкивает без обиняков. Более 100 дел о прекращении деятельности и демонтаже временного сооружения передано сейчас в суд. Более 200 киосков убирают сами хозяева, решившие, что судиться с АМС, действующей в рамках закона, совершенно бесперспективно. Остальные киоски, разбросанные по городу без документов, в нарушение установленной дислокации и вообще как попало, будут убраны. Это составит примерно 60% от имеющихся сегодня объектов уличной торговли упомянутой категории.
– Уже разработана дислокация объектов торговли на 2011 год – вне ее границ не будет ни одного киоска, – отрезает заместитель главы АМС. – Причем работать мы будем вместе с Роспотребнадзором, ГИБДД, налоговой службой – думаю, нам удастся консолидировать силы для эффективных действий. В этих ведомствах прекрасно понимают, что один в поле – не воин, и администрация, даже бросив все свои силы на решение этого вопроса, не в состоянии добиться результата. Ну хотя бы в силу того, что полномочия наши отнюдь не безграничны.

Зато безгранично ощущение вседозволенности у тех, кто, не заботясь ни о чем, кроме своей выгоды, открывает очередной киоск, продает из-под полы «горькую», травит покупателя просроченным майонезом и несвежими шоколадными батончиками… Как это может происходить в республике, которая стремится к тому, чтобы стать цивилизованной, благополучной, развитой? А вот так… Происходит ведь.
 
« Пред.   След. »