Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Врач школе не нужен?
17.08.2010 г.
Если ваш ребенок заболел, вы вызываете на дом врача. Но порой бывают ситуации, когда помощь нужно оказать срочно в школьном учреждении, где дети проводят большую часть дня. Однако то, что в современных школах нынче хронически не решается проблема медицинского обслуживания, давно не секрет. И это при том, что, по некоторым данным, сегодня здоров только каждый третий дошкольник, а среди старшеклассников похвастаться отсутствием болячек может лишь каждый шестой. В нашей республике подвижки к тому, чтобы каждое учебное заведение имело собственный медпункт с современным оборудованием и квалифицированным врачом, есть, однако решение проблемы в целом упирается в банальное отсутствие средств.
Ежегодно медпунктами школ проводится диспансерный осмотр учеников с тем, чтобы определить состояние здоровья и физкультурную группу учащихся. После прохождения осмотра рекомендации и группа здоровья каждого ученика заносятся в классный журнал. Проводятся профилактические беседы о здоровом образе жизни, организована спецгруппа для учащихся, имеющих отклонения в здоровье… Скажете, что это все утопия? Возможно, и нет, но в современных условиях такая хорошо налаженная работа медпункта – мечта каждого учебного заведения. Максимум же, что предложат сегодня в школьном медпункте вашему ребенку – провести профилактические прививки, чтобы обезопасить учащихся от инфекционных заболеваний, таких как корь, дифтерия, краснуха, столбняк, а также провести пробы для профилактики туберкулеза.
Между тем заниматься профилактикой детских болезней, коих копится за годы обучения немало, – тоже обязанность сотрудников школьного медпункта. Но в этом-то и состоит основная проблема: отлаженная в советское время система контроля за здоровьем школьников фактически разрушена, а проблему медицинского обслуживания решают самостоятельно в каждом учебном заведении. Не секрет, что в части школ вообще нет лицензированных медпунктов, не говоря уже о квалифицированном медперсонале. К тому же, если брать медика в штат школы, неясно, из каких источников платить ему зарплату, ведь в нормативы входит только оплата труда учителей. Вот врачи и не идут работать в учебные заведения.
По данным Минобрнауки республики, в настоящее время из 197 общеобразовательных учреждений медкабинеты имеются в 128 из них. Из 203 учреждений дошкольного образования республики они есть лишь в 162. Основной проблемой по-прежнему остается недоукомплектованность медпунктов необходимым оборудованием и мебелью (порядка 60% учреждений), а также износ имеющегося еще с советских времен (в 90% случаев). Справедливости ради стоит заметить, что все учреждения начального профессионального образования, интернаты и детские дома, подведомственные Минобрнауки, имеют полностью оснащенные медкабинеты, где приглашенные врачи ежегодно проводят всеобщую диспансеризацию детей и подростков. К примеру, в прошлом учебном году проводилась полномасштабная диспансеризация всех детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по результатам которой все выявленные заболевания зарегистрированы, и больные дети направлены на лечение в поликлиники и больницы. Профессионально поставлена и работа в республиканском Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции по индивидуальному подходу к детям с ограниченными возможностями здоровья: методики, применяемые там, дают хорошие результаты.
Несмотря на объективные причины отсутствия в доброй части школ медпунктов, министерство осуществляет собственный мониторинг преодоления факторов риска, влияющих на здоровье детей, доводя результаты до педагогического состава. «Увы, в современных условиях усилилась роль внутришкольных факторов, влияющих в процессе образования на здоровье школьников, – констатирует врач, работник Министерства образования и науки республики Игорь Бестаев. – Материально-техническая база сегодня все еще не позволяет обеспечить укрепление здоровья всех детей. К сожалению, сохраняется и тенденция роста числа больных детей».
Среди факторов, наносящих урон здоровью школьников, в Минобразования отмечают стрессогенные технологии проведения урока и оценки знаний (до 80% учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психологического здоровья), чрезмерную интенсивность образовательного процесса, перегруженность программ информацией, вызывающей у учащихся переутомление. А всеобщая компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику, применение дисплеев низкого качества – все это приводит еще и к близорукости, а также к заболеваниям нервной системы. Наиболее распространенные «школьные» болезни – нарушения зрения, осанки, работы органов пищеварения. Во многом развитие этих заболеваний обусловлено обстановкой, в которой учатся дети. Освещение и мебель в большинстве школ не соответствуют санитарным нормам, завтракает или обедает в образовательном учреждении лишь каждый десятый старшеклассник.
«Объем учебных программ, информационное насыщение которых часто несоразмерно возрастным и функциональным возможностям школьников, причем младшие школьники перегружаются понятиями, терминами, правилами, а старшеклассники, особенно учащиеся 10–11 классов, вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами – один из самых травматичных факторов для здоровья школьников, – говорит И. Бестаев. – Добавьте к этому общую стрессовую систему организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями, и картина получится удручающая».
К негативным факторам можно отнести и превышение проектной вместимости учреждений образования (особенно школ с углубленным изучением английского языка, гимназий, лицеев), однако эту ситуацию в последнее время удалось сдвинуть с мертвой точки, внедряя программы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Более неблагополучная ситуация – со школьной мебелью, когда дети вынуждены годами заниматься за партами, не соответствующими их росту и комплекции. Отсюда – нарушение осанки и сопутствующие заболевания. Еще один фактор – снижение двигательной активности детей, что приводит к нарушению обмена веществ, избыточной массе тела, увеличению эндокринных и других заболеваний. Призывы увеличить количество часов уроков физкультуры до пяти в неделю нашли пока отклик только в считанных субъектах России. Правда, в последнее время в нашей республике удалось увеличить объем учебного времени и качества занятий по физической культуре: теперь в 10–11-х классах количество часов, отводимых на преподавание предмета «Физическая культура», увеличено до 3 часов в неделю.
Существует и такая проблема, как неготовность некоторых учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья: с такими учителями, скорее всего, будут в самое ближайшее время прощаться, поскольку в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в образовательных учреждениях создаются современные условия обучения. В результате число детей, обучающихся в учреждениях, где условия полностью соответствуют современным требованиям, уже удалось увеличить с 16 до 53 %, а в нынешнем учебном году этот показатель, по прогнозам, составит 71%.
А вот такое заболевание, до недавнего времени очень «популярное» у школьников, как гастрит, в последнее время постепенно сдает свои позиции благодаря внедрению совместной программы Минобрнауки республики и АМС г. Владикавказа по охвату школьников горячим питанием. В 2008-м в столовых питались порядка 23% школьников, а в нынешнем году планируется довести этот показатель до 70 %.

Впрочем, тот факт, что задачи медиков перекладываются на плечи совсем других специалистов, вовсе не говорит о том, что медкабинеты должны уйти в небытие. Напротив, именно в условиях повышенных требований к здоровьесберегающим технологиям и не менее повышенных требований к системе образовательного процесса, а также в связи с нарастающей дружбой человека с компьютером (а не со спортивной грушей, мячом и татами), роль врача в системе образования тоже должна расти и укрепляться. Иначе – просто не сберечь здоровое поколение.
 
« Пред.   След. »