Врач школе не нужен? |
17.08.2010 г. | |
Если ваш ребенок заболел, вы вызываете на дом врача. Но порой бывают ситуации, когда помощь нужно оказать срочно в школьном учреждении, где дети проводят большую часть дня. Однако то, что в современных школах нынче хронически не решается проблема медицинского обслуживания, давно не секрет. И это при том, что, по некоторым данным, сегодня здоров только каждый третий дошкольник, а среди старшеклассников похвастаться отсутствием болячек может лишь каждый шестой. В нашей республике подвижки к тому, чтобы каждое учебное заведение имело собственный медпункт с современным оборудованием и квалифицированным врачом, есть, однако решение проблемы в целом упирается в банальное отсутствие средств.
Ежегодно медпунктами школ проводится диспансерный осмотр учеников с тем, чтобы определить состояние здоровья и физкультурную группу учащихся. После прохождения осмотра рекомендации и группа здоровья каждого ученика заносятся в классный журнал. Проводятся профилактические беседы о здоровом образе жизни, организована спецгруппа для учащихся, имеющих отклонения в здоровье… Скажете, что это все утопия? Возможно, и нет, но в современных условиях такая хорошо налаженная работа медпункта – мечта каждого учебного заведения. Максимум же, что предложат сегодня в школьном медпункте вашему ребенку – провести профилактические прививки, чтобы обезопасить учащихся от инфекционных заболеваний, таких как корь, дифтерия, краснуха, столбняк, а также провести пробы для профилактики туберкулеза. Между тем заниматься профилактикой детских болезней, коих копится за годы обучения немало, – тоже обязанность сотрудников школьного медпункта. Но в этом-то и состоит основная проблема: отлаженная в советское время система контроля за здоровьем школьников фактически разрушена, а проблему медицинского обслуживания решают самостоятельно в каждом учебном заведении. Не секрет, что в части школ вообще нет лицензированных медпунктов, не говоря уже о квалифицированном медперсонале. К тому же, если брать медика в штат школы, неясно, из каких источников платить ему зарплату, ведь в нормативы входит только оплата труда учителей. Вот врачи и не идут работать в учебные заведения. По данным Минобрнауки республики, в настоящее время из 197 общеобразовательных учреждений медкабинеты имеются в 128 из них. Из 203 учреждений дошкольного образования республики они есть лишь в 162. Основной проблемой по-прежнему остается недоукомплектованность медпунктов необходимым оборудованием и мебелью (порядка 60% учреждений), а также износ имеющегося еще с советских времен (в 90% случаев). Справедливости ради стоит заметить, что все учреждения начального профессионального образования, интернаты и детские дома, подведомственные Минобрнауки, имеют полностью оснащенные медкабинеты, где приглашенные врачи ежегодно проводят всеобщую диспансеризацию детей и подростков. К примеру, в прошлом учебном году проводилась полномасштабная диспансеризация всех детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по результатам которой все выявленные заболевания зарегистрированы, и больные дети направлены на лечение в поликлиники и больницы. Профессионально поставлена и работа в республиканском Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции по индивидуальному подходу к детям с ограниченными возможностями здоровья: методики, применяемые там, дают хорошие результаты. Несмотря на объективные причины отсутствия в доброй части школ медпунктов, министерство осуществляет собственный мониторинг преодоления факторов риска, влияющих на здоровье детей, доводя результаты до педагогического состава. «Увы, в современных условиях усилилась роль внутришкольных факторов, влияющих в процессе образования на здоровье школьников, – констатирует врач, работник Министерства образования и науки республики Игорь Бестаев. – Материально-техническая база сегодня все еще не позволяет обеспечить укрепление здоровья всех детей. К сожалению, сохраняется и тенденция роста числа больных детей». Среди факторов, наносящих урон здоровью школьников, в Минобразования отмечают стрессогенные технологии проведения урока и оценки знаний (до 80% учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психологического здоровья), чрезмерную интенсивность образовательного процесса, перегруженность программ информацией, вызывающей у учащихся переутомление. А всеобщая компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику, применение дисплеев низкого качества – все это приводит еще и к близорукости, а также к заболеваниям нервной системы. Наиболее распространенные «школьные» болезни – нарушения зрения, осанки, работы органов пищеварения. Во многом развитие этих заболеваний обусловлено обстановкой, в которой учатся дети. Освещение и мебель в большинстве школ не соответствуют санитарным нормам, завтракает или обедает в образовательном учреждении лишь каждый десятый старшеклассник. «Объем учебных программ, информационное насыщение которых часто несоразмерно возрастным и функциональным возможностям школьников, причем младшие школьники перегружаются понятиями, терминами, правилами, а старшеклассники, особенно учащиеся 10–11 классов, вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами – один из самых травматичных факторов для здоровья школьников, – говорит И. Бестаев. – Добавьте к этому общую стрессовую систему организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями, и картина получится удручающая». К негативным факторам можно отнести и превышение проектной вместимости учреждений образования (особенно школ с углубленным изучением английского языка, гимназий, лицеев), однако эту ситуацию в последнее время удалось сдвинуть с мертвой точки, внедряя программы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Более неблагополучная ситуация – со школьной мебелью, когда дети вынуждены годами заниматься за партами, не соответствующими их росту и комплекции. Отсюда – нарушение осанки и сопутствующие заболевания. Еще один фактор – снижение двигательной активности детей, что приводит к нарушению обмена веществ, избыточной массе тела, увеличению эндокринных и других заболеваний. Призывы увеличить количество часов уроков физкультуры до пяти в неделю нашли пока отклик только в считанных субъектах России. Правда, в последнее время в нашей республике удалось увеличить объем учебного времени и качества занятий по физической культуре: теперь в 10–11-х классах количество часов, отводимых на преподавание предмета «Физическая культура», увеличено до 3 часов в неделю. Существует и такая проблема, как неготовность некоторых учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья: с такими учителями, скорее всего, будут в самое ближайшее время прощаться, поскольку в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в образовательных учреждениях создаются современные условия обучения. В результате число детей, обучающихся в учреждениях, где условия полностью соответствуют современным требованиям, уже удалось увеличить с 16 до 53 %, а в нынешнем учебном году этот показатель, по прогнозам, составит 71%. А вот такое заболевание, до недавнего времени очень «популярное» у школьников, как гастрит, в последнее время постепенно сдает свои позиции благодаря внедрению совместной программы Минобрнауки республики и АМС г. Владикавказа по охвату школьников горячим питанием. В 2008-м в столовых питались порядка 23% школьников, а в нынешнем году планируется довести этот показатель до 70 %. Впрочем, тот факт, что задачи медиков перекладываются на плечи совсем других специалистов, вовсе не говорит о том, что медкабинеты должны уйти в небытие. Напротив, именно в условиях повышенных требований к здоровьесберегающим технологиям и не менее повышенных требований к системе образовательного процесса, а также в связи с нарастающей дружбой человека с компьютером (а не со спортивной грушей, мячом и татами), роль врача в системе образования тоже должна расти и укрепляться. Иначе – просто не сберечь здоровое поколение. |
« Пред. | След. » |
---|