Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Что знаем мы о работе медицинских страховых компаний?
26.06.2009 г.
медицина во владикавказе  В последние годы в медицинскую сферу стало направляться больше финансов. В   частности, с реализацией нацпроекта «Здоровье» на глазах происходит укрепление  материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ),  оснащаются они и новой диагностической аппаратурой.
Сейчас на прием к врачу нужно идти только с медицинским полисом. И все же сегодня нельзя однозначно утверждать, что уже достигнута одна из важнейших задач государства – обеспечение прав и гарантий граждан на получение качественной бесплатной медицинской помощи. Эту мысль не раз подчеркивал и глава государства в своих посланиях Федеральному собранию, в выступлениях на различных совещаниях, касающихся вопросов реформирования медицинской отрасли. По-прежнему остаются открытыми и вопросы оплаты труда медработников (повышение которой, помнится, объявлялось одной из главных задач проекта), и реализация Программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, которая должна иметь приоритетное значение.

Каково сегодня состояние здоровья россиян, и во что обходится самому пациенту лечение в поликлиниках и больницах за счет собственных средств – каждый из нас знает не понаслышке.
С формированием в стране Фонда обязательного медстрахования (ФОМС) преследовалась задача софинансирования отрасли наряду с бюджетами всех уровней. В медицину поступают средства, получаемые лечебными учреждениями за счет собственной деятельности, и средства пациента, когда взносы за работающих граждан осуществляют работодатель, за неработающих – региональная и муниципальная власть.

Однако не удалось и сегодня добиться того, чтобы пациенты без дополнительных затрат из собственного кошелька могли получать качественное лечение, обеспечиваться лекарствами своевременно и в достаточном количестве. Полномочиями: защитить права пациентов наделялись медицинские страховые компании, но должным ли образом они справляются с этими своими обязанностями? Утверждать это сложно, и вот почему.

Около двух лет тому назад (3 августа 2007 г.) в статье «Страховые компании только усугубили ситуацию» на страницах «СО» руководители медучреждений республики высказывали мнение о том, в частности, что страховые компании фактически стали формальными посредниками между Фондом обязательного медстрахования (ФОМС) и ЛПУ, и то лишь в вопросах распределения финансовых средств. Не были отработаны правовые и другие стандарты их взаимоотношений, не определялась их роль в разработке объемов оказания медуслуг и тарифов за них, спорными оставались вопросы по экспертизе качества лечения, из-за чего лечебным учреждениям подчас не выплачивались средства за пролеченных больных. До конца не была отработана и адекватная плата врача за его труд, когда после осмотра и постановки диагноза он направляет пациента в стационар, а деньги получала лишь больница. Или если в осмотре пациента участвовало несколько узких специалистов, а плата шла лишь одному из них... Поход в поликлинику требует здоровья и нервов.

Время показало, что практически ничего с тех пор не изменилось: компании по-прежнему выполняют главную свою функцию – обеспечение полисами жителей. В нашей небольшой республике право работать с населением и сейчас имеют три компании: «Солидарность для жизни» («Совита»), «Росгосстрах-Медицина» (руководят которыми Геннадий Родионов и Жанна Каргинова). И недавно появившаяся «Макс-М». Именно последняя в начале этого года выиграла тендер по обслуживанию неработающего населения республики, а это более 500 тысяч человек. Многие помнят, какую нервотрепку претерпели пенсионеры, дети, инвалиды при получении медицинского полиса этой компании.

Сейчас, по заверению руководителя «Макс-М» Игоря Дзугаева, полисами обеспечены 80% неработающих граждан, и каждый желающий может получить такой документ и в своей поликлинике, и в главном офисе без очереди и в удобное время. Работающих граждан по договорам с предприятиями обслуживают «Совита» (15 тыс. человек) и «Росгосстрах-Медицина» (130 тыс.).
Однако иметь полис – вовсе не значит, что можно быть полностью обеспеченным лекарствами и получить качественное лечение в рамках хотя бы госгарантий. Больной может оценить лишь две составляющие медпомощи: сервис (обстановка в поликлинике или больнице, отношение персонала) и информированность (объяснил ли доктор, для чего нужно то или иное обследование, за которое следует заплатить из собственного кармана, какие лекарства положены бесплатно, а какие – придется купить самому и т.д.).

Уже факт, что деятельность некоторых отделений ЛПУ из-за их несоответствия санитарным требованиям решениями судов приостанавливалась. И инициаторами тут выступают как раз не страховщики, а службы Роспотребнадзора, их санитарные врачи. Выходит, и эта сторона деятельности ЛПУ проходит мимо внимания страховщиков.

Более того, выявляются случаи и грубого отношения к пациентам со стороны медперсонала, несвоевременного и некачественного оказания медпомощи со всеми вытекающими последствиями. Не раз об этом рассказывалось и на страницах «СО», однако страховые компании даже на острые газетные публикации не реагировали, заняв, по сути, позицию сторонних наблюдателей.
Нельзя умолчать и о таком вопиющем факте: в одном из республиканских диспансеров с пациентов взимали плату, которая фактически оплачивалась (и диспансер при этом параллельно получал эти деньги) из ФОМСа и бюджетных средств. Таким образом незаконно с людей собрали… более полутора миллиона рублей. Нарушения эти вскрыла районная прокуратура, а где же были страховщики, те самые страховые компании, обязанные стоять на страже законных медуслуг?!

Незаконные поборы в лечебных учреждениях (что подтверждают реалии) так еще и не изжиты. Однако ни один из руководителей страховых компаний не смог привести ни одного убедительного примера, когда бы по их инициативе руководитель ЛПУ понес ответственность за нарушения прав пациентов в его ведомстве. Далее. Из-за нехватки финансовых средств утвержденные тарифы на медуслуги в рамках госгарантий по-прежнему остаются довольно скромными (если не сказать больше). По полису лечение кардиологического больного, к примеру, определено в 566 руб., с ревматологическими или инфекционными заболеваниями – в 622 и 583 руб. соответственно. Самое дорогое лечение оплачивается ФОМСом для больных онкологических и ожоговых отделений – 841 и 1010 руб. Понятно, что в эти суммы больница не может уложиться, и пациентам, даже имеющим медполис, приходится доплачивать за лекарства самим.

Но у многих это вызывает недовольство, ведь медполис у них на руках, и на основании исключительно жалоб пациентов компании занимаются проверками использования лекарств в рамках госгарантий. А если нет жалоб – нет и должной реакции с их стороны: как вообще ЛПУ обеспечиваются медикаментами, какого качества, куда и как расходуются?

Сейчас, как рассказывали руководители лечебно-профилактических учреждений, компании могут не заплатить и за то, что не так оформлен счет к оплате, или не в ту компанию он направлен. Сами компании могут найти и дефекты в процессе лечения: допустим, использование койкоместа сверх нормы, и предъявить санкции. По этим причинам только за один месяц «Макс-М» не доплатил лечебным учреждениям 3,5 млн руб., «Совита» за квартал – 250 тыс. Хотя заключения экспертов компаний не редко спорные, но больницам и поликлиникам штрафные суммы не возвращаются.
Зададимся вопросом: нужны ли эксперты компаний, когда существуют и экспертные комиссии в самих ЛПУ, и Минздрав, Управления Росздравнадзора и Роспотребнадзора? В конце концов, сейчас и органы прокуратуры вплотную занялись охраной прав пациентов.

Выдать медполис или оштрафовать ЛПУ за неправильно оформленный или ошибочно направленный не тому адресату счет за пролеченного больного – дело нехитрое. И, по сути, страховая медицина, как утверждают специалисты, и их поддержал и глава государства, себя пока не оправдала. «Люди не совсем понимают, для чего нужны страховые компании и медполисы, подчеркнул Дмитрий Медведев. Для большинства наших граждан это бумаги какие-то, оторванные от системы охраны здоровья. И вот эту ситуацию и подлежит переломить…».

Как известно, сейчас в стране разрабатываются новые стандарты оказания медпомощи, с переходом на так называемый полный тариф, то есть будет определена реальная стоимость лечения того или иного заболевания. Планируется также к 2011 году перевести все медучреждения на одноканальное финансирование напрямую, без посредников в лице страховщиков. И, как считают многие руководители ЛПУ, это улучшит процесс управления в организациях здравоохранения. Такая модель даст возможность жестче контролировать средства, направляемые в медицину. Но это – прогнозы на будущее.

А пока мы имеем то, что имеем: страховые компании (которые, кстати, не занимаются даже сбором налогов) распределяют между ЛПУ уже «готовые» деньги, считай, по своему усмотрению. При этом большой вопрос, на который пока не удалось получить ответа: за счет каких финансовых источников страховщики арендуют солидные помещения для офисов, начиняют их различной техникой, содержат приличные штаты с немалыми зарплатами. А в больницах, заметим, иногда реактива для проведения анализа не найти.

Ася ГУРИЕВА.

 
« Пред.   След. »