Что знаем мы о работе медицинских страховых компаний? |
26.06.2009 г. | |
![]() Сейчас на прием к врачу нужно идти только с медицинским полисом. И все же сегодня нельзя однозначно утверждать, что уже достигнута одна из важнейших задач государства – обеспечение прав и гарантий граждан на получение качественной бесплатной медицинской помощи. Эту мысль не раз подчеркивал и глава государства в своих посланиях Федеральному собранию, в выступлениях на различных совещаниях, касающихся вопросов реформирования медицинской отрасли. По-прежнему остаются открытыми и вопросы оплаты труда медработников (повышение которой, помнится, объявлялось одной из главных задач проекта), и реализация Программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, которая должна иметь приоритетное значение. Каково сегодня состояние здоровья россиян, и во что обходится самому пациенту лечение в поликлиниках и больницах за счет собственных средств – каждый из нас знает не понаслышке. Однако не удалось и сегодня добиться того, чтобы пациенты без дополнительных затрат из собственного кошелька могли получать качественное лечение, обеспечиваться лекарствами своевременно и в достаточном количестве. Полномочиями: защитить права пациентов наделялись медицинские страховые компании, но должным ли образом они справляются с этими своими обязанностями? Утверждать это сложно, и вот почему. Около двух лет тому назад (3 августа 2007 г.) в статье «Страховые компании только усугубили ситуацию» на страницах «СО» руководители медучреждений республики высказывали мнение о том, в частности, что страховые компании фактически стали формальными посредниками между Фондом обязательного медстрахования (ФОМС) и ЛПУ, и то лишь в вопросах распределения финансовых средств. Не были отработаны правовые и другие стандарты их взаимоотношений, не определялась их роль в разработке объемов оказания медуслуг и тарифов за них, спорными оставались вопросы по экспертизе качества лечения, из-за чего лечебным учреждениям подчас не выплачивались средства за пролеченных больных. До конца не была отработана и адекватная плата врача за его труд, когда после осмотра и постановки диагноза он направляет пациента в стационар, а деньги получала лишь больница. Или если в осмотре пациента участвовало несколько узких специалистов, а плата шла лишь одному из них... Поход в поликлинику требует здоровья и нервов. Время показало, что практически ничего с тех пор не изменилось: компании по-прежнему выполняют главную свою функцию – обеспечение полисами жителей. В нашей небольшой республике право работать с населением и сейчас имеют три компании: «Солидарность для жизни» («Совита»), «Росгосстрах-Медицина» (руководят которыми Геннадий Родионов и Жанна Каргинова). И недавно появившаяся «Макс-М». Именно последняя в начале этого года выиграла тендер по обслуживанию неработающего населения республики, а это более 500 тысяч человек. Многие помнят, какую нервотрепку претерпели пенсионеры, дети, инвалиды при получении медицинского полиса этой компании. Сейчас, по заверению руководителя «Макс-М» Игоря Дзугаева, полисами обеспечены 80% неработающих граждан, и каждый желающий может получить такой документ и в своей поликлинике, и в главном офисе без очереди и в удобное время. Работающих граждан по договорам с предприятиями обслуживают «Совита» (15 тыс. человек) и «Росгосстрах-Медицина» (130 тыс.). Уже факт, что деятельность некоторых отделений ЛПУ из-за их несоответствия санитарным требованиям решениями судов приостанавливалась. И инициаторами тут выступают как раз не страховщики, а службы Роспотребнадзора, их санитарные врачи. Выходит, и эта сторона деятельности ЛПУ проходит мимо внимания страховщиков. Более того, выявляются случаи и грубого отношения к пациентам со стороны медперсонала, несвоевременного и некачественного оказания медпомощи со всеми вытекающими последствиями. Не раз об этом рассказывалось и на страницах «СО», однако страховые компании даже на острые газетные публикации не реагировали, заняв, по сути, позицию сторонних наблюдателей. Незаконные поборы в лечебных учреждениях (что подтверждают реалии) так еще и не изжиты. Однако ни один из руководителей страховых компаний не смог привести ни одного убедительного примера, когда бы по их инициативе руководитель ЛПУ понес ответственность за нарушения прав пациентов в его ведомстве. Далее. Из-за нехватки финансовых средств утвержденные тарифы на медуслуги в рамках госгарантий по-прежнему остаются довольно скромными (если не сказать больше). По полису лечение кардиологического больного, к примеру, определено в 566 руб., с ревматологическими или инфекционными заболеваниями – в 622 и 583 руб. соответственно. Самое дорогое лечение оплачивается ФОМСом для больных онкологических и ожоговых отделений – 841 и 1010 руб. Понятно, что в эти суммы больница не может уложиться, и пациентам, даже имеющим медполис, приходится доплачивать за лекарства самим. Но у многих это вызывает недовольство, ведь медполис у них на руках, и на основании исключительно жалоб пациентов компании занимаются проверками использования лекарств в рамках госгарантий. А если нет жалоб – нет и должной реакции с их стороны: как вообще ЛПУ обеспечиваются медикаментами, какого качества, куда и как расходуются? Сейчас, как рассказывали руководители лечебно-профилактических учреждений, компании могут не заплатить и за то, что не так оформлен счет к оплате, или не в ту компанию он направлен. Сами компании могут найти и дефекты в процессе лечения: допустим, использование койкоместа сверх нормы, и предъявить санкции. По этим причинам только за один месяц «Макс-М» не доплатил лечебным учреждениям 3,5 млн руб., «Совита» за квартал – 250 тыс. Хотя заключения экспертов компаний не редко спорные, но больницам и поликлиникам штрафные суммы не возвращаются. Выдать медполис или оштрафовать ЛПУ за неправильно оформленный или ошибочно направленный не тому адресату счет за пролеченного больного – дело нехитрое. И, по сути, страховая медицина, как утверждают специалисты, и их поддержал и глава государства, себя пока не оправдала. «Люди не совсем понимают, для чего нужны страховые компании и медполисы, подчеркнул Дмитрий Медведев. Для большинства наших граждан это бумаги какие-то, оторванные от системы охраны здоровья. И вот эту ситуацию и подлежит переломить…». А пока мы имеем то, что имеем: страховые компании (которые, кстати, не занимаются даже сбором налогов) распределяют между ЛПУ уже «готовые» деньги, считай, по своему усмотрению. При этом большой вопрос, на который пока не удалось получить ответа: за счет каких финансовых источников страховщики арендуют солидные помещения для офисов, начиняют их различной техникой, содержат приличные штаты с немалыми зарплатами. А в больницах, заметим, иногда реактива для проведения анализа не найти. Ася ГУРИЕВА. |
« Пред. | След. » |
---|