Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


Мультзомбирование
15.08.2014 г.
Человек – это «зрительное» создание. Наши глаза всего лишь чувствуют изменения световой энергии, а воспринимает их – то есть видит – наш мозг. Хотим мы этого или не хотим, но все мы «визуалы», потому что из всей информации об окружающем нас мире зрительная составляет около 90% . Поэтому так важно, в какой зрительной среде растет ребенок: ведь она непосредственно влияет на формирование его мозга! Такое влияние уже давно научно доказано: известны опыты с крысятами, выращенными соответственно в обедненной и разнообразной информационной среде. И мозг животных, выращенных в информационно обогащенных условиях, оказался более способным к решению сложных задач.
Надо ли после этого доказывать, что все, что видит ваш малыш, воздействует на его формирующийся мозг и сознание? А теперь давайте посмотрим, что, собственно, он видит? Вот – изображения мультяшных героев на детской одежде. Они же – на коляске, бутылочке и памперсах… Далее – везде. И всегда. И в детском саду, и в школе… Мультперсонажи сегодня не только украшают обложки тетрадей: они «работают» в рекламе, «снимаются» вместе с актерами-людьми в игровых фильмах, с музыкантами в клипах… Поэтому, когда просмотр мультипликационных фильмов становится любимым занятием и ребенок смотрит одно и то же по многу раз, родителям пора призадуматься над тем, какую именно зрительную «пищу» он вкушает. Если, конечно, они усаживают чадо у телевизора не только для того, чтобы «отвязаться» от него на час-другой – и спокойно сделать свои дела или отдохнуть.
Психологи единодушны в том, что мультфильмы оказывают сильное воздействие на ребенка. И не всегда это воздействие – положительное. Чего же надо опасаться?
В первую очередь надо помнить о том, что нельзя доверять воспитание детей телевизору. Он – плохой воспитатель! Опросы заключенных в американских тюрьмах показали, что 63 процента нарушили закон, подражая телевизионным персонажам, а 22 процента сообщили, что телевизор явился для них учителем технологий грабежа и разбоя. Ведь наши дети учатся всему подражая. При этом они не отделяют плохие примеры для подражания от хороших просто потому, что еще не умеют этого делать. Поэтому взрослые должны понимать, что экран компьютера и телевизора – это зона повышенной опасности, и ни в коем случае нельзя оставлять ее без родительского контроля.
Необходимо помнить, что многие мультфильмы могут оказывать влияние на способность детей к обучению и контролю собственного поведения. Быстрый видеоряд приводит их в возбужденное состояние, к тому же дети склонны копировать хаотичное поведение любимых героев. Как результат – проблемы в школе. Вот наглядный пример: по данным психологов, популярный мультфильм «Губка Боб» отрицательно влияет на детскую концентрацию. Проведенные тесты показали, что дети после просмотра этого мультика в течение нескольких минут решали задачки хуже своих сверстников, которые в течение тех же нескольких минут смотрели мультфильм с менее динамичным видеорядом.
Нередко современные дети не могут усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Западные ученые установили, что это те дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Великобритания) говорит, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. Ведь в мультфильмах слова не главное – многие сериалы без них прекрасно обходятся. А зато в школе такие «телевоспитанники» испытывают большие затруднения из-за смены привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель.
Многие родители и у нас в республике теперь вместо книг покупают детям диски с мультфильмами, и современные малыши знакомятся с Золушкой и Маугли не через книгу (читая и представляя образ), а глядя на уже представленную и нарисованную кем-то «движущуюся картинку». Но если телевизор в семье полностью заменяет чтение книг, значит, здоровую пищу для ума вашего ребенка вы подменяете жвачкой. Прочитать книжку о Буратино и посмотреть об этом сказочном герое фильм – далеко не одно и то же. Это совершенно разные процессы в мозге, и то развитие, которое дает чтение, ничем заменить нельзя.
К тому же ребенок, в отличие от взрослого, не всегда может отделить виртуальную жизнь от реальной. Дети доверчивы и верят в то, что им показывают взрослые. Поэтому, насмотревшись мультиков, они могут пытаться повторять увиденное в жизни. В российской прессе как-то промелькнула показательная в этом смысле история: пятилетняя девочка прибила своего хомячка сковородкой, а потом сидела и терпеливо ждала, пока он оживет. На крики родителей: «Что ты наделала?» – она ответила просто: «Но ведь в «Томе и Джерри» так же происходит!» А один московский мальчик сначала прыгал по квартире и кричал: «Я мишка-гамми! Я мишка-гамми!», а потом чувство реальности совершенно покинуло ребенка – и он решил перепрыгнуть с одной крыши на другую…
И – еще один нюанс. Законы восприятия художественного произведения таковы, что зритель всегда идентифицирует себя с героями. Поэтому естественно, что ребенок, взахлеб смотря мультики, подражает любимым персонажам, усваивает их модели поведения. При этом девочки усваивают «встроенную» в мультфильм модель поведения женских образов, а мальчики, понятно, – мужских.
Мальчикам сегодня очень нравятся супергерои. И у нас в Осетии – тоже. Только эти супергерои – не русские богатыри, не персонажи осетинского нартского эпоса, не космонавты, открывающие новые миры, они – даже не совсем люди. Кому же наши дети хотят подражать? А вы посмотрите, какие костюмы и маски пользуются повышенным спросом у ребятишек в новогодние праздники: человек-паук, человек-летучая мышь, черепашки-ниндзя, вампиры и прочая нечисть…
«Рецепт только один – успеть раньше. Рассказать ребенку об Ахилле, Кухулине и Илье Муромце прежде, чем он познакомится с Росомахой и Бэтменом. Наконец, самим снимать мультфильмы и рисовать комиксы…» – так пишет о том, как мы можем противостоять этому давлению на наших детей, психолог Линор Горалик.
И тут оказывается, что именно ЭТОЙ технологией распространения эпоса мы не владеем. Пока умные европейцы похихикивали над «тупыми америкосами», те создали ИНДУСТРИЮ. И сейчас эта индустрия давит нашу культуру так же верно, как «Макдоналдс» – «Русское бистро».
С девочками ситуация не лучше. Детские психологи утверждают, что героини большинства американских мультфильмов «сконструированы» таким образом, что систематический просмотр девочками подобных мультиков ведет к подавлению в их психике, ни много ни мало, функции продолжения рода. Потому что образ женщины в этих мультфильмах лишается романтики и тайны, наделяется агрессивностью и жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для нашего общества женские качества, те самые, которые некогда ненавязчиво и по-доброму пропагандировались в старых отечественных мультиках: целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Вы можете себе представить царевну-лягушку или главную героиню «Аленького цветочка», которая занимается рукоприкладством или устраивает любимому громкий скандал с руганью? А вот принцесса из «Шрека» дерется, как мужик, – и делает это «со смаком», весело и заразительно.
Все это и называется разрушением культурного ядра. А что, собственно, мы в Осетии можем сейчас противопоставить этой мультэкспансии? Один-единственный СВОЙ мультфильм по нартскому эпосу «Волшебная свирель»? Маловато будет! Но давайте же задумаемся: кто вырастет из наших детей, если у них не будет «прививки» родной культурой? Крупнейший ученый, нобелевский лауреат К. Лоренц предупреждал: «Радикальный отказ от отцовской культуры – даже если он полностью оправдан – может повлечь за собой гибельные последствия». А предупрежден – значит, вооружен. Хватает же ума у многих родителей не давать детям чипсы и кока-колу. Не все вкусное полезно, как не все полезно, что увлекательно. И пока на мультфильмах не будут ставить гриф «Осторожно! Опасно для формирующегося человека!», каждый родитель сам должен делать выбор…
 Автор: З. КОРОЕВА, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 4 г. Беслана.
 
« Пред.   След. »