Основное меню
Главная
Новости медицины
Медицина Осетии
Медицинские статьи
Это интересно
Экология
Спорт
Объявления
Разное
Добавить статью
Обратная связь
Партнеры
Медицинский раздел
Советы специалистов
Детский раздел
Народные рецепты
Восточная медицина
Лекарственные травы
Адреса и телефоны
Аптеки
Больницы
Поликлиники
Родильные дома
Учреждения


«Почта для главврача»
27.12.2013 г.
В своем Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин четко обозначил приоритеты дальнейшего развития системы здравоохранения, поставил задачу сделать эффективной работу обязательного медицинского страхования. Пациент должен точно знать, что ему положено бесплатно, а врач – понимать, по каким принципам оплачивается его работа. Президент напомнил, что, повышая качество услуг, мы не должны забывать о милосердии. А те, кто готов помогать и отдавать тепло своих сердец и желает остаться в отрасли, должны иметь пре-имущество при поступлении в вузы.
Что же происходит сегодня в системе здравоохранения? Можно ли доверять врачам и медсестрам? Чего не хватает нашей медицине?
Несмотря на видимую масштабность поставленных вопросов, они, по сути своей, простые. Хочется понять и обозначить болевые точки этой отрасли социальной политики и… по возможности деликатнее попытаться предложить их решение.
За последние несколько лет материально-техническая база учреждений здравоохранения изменилась, улучшения очевидны, ремонты в республиканских и муниципальных больницах проведены, а уровень удовлетворенности населения услугами здравоохранения по-прежнему не очень высокий, больные и их родственники жалуются на качество лечения, на отношение со стороны врачей и медперсонала. Стены новые, а проблемы прежние. Есть случаи, когда больного в тяжелом состоянии отказываются госпитализировать и отправляют в другую больницу, не оказав ему никакой помощи. Что же включает в себя перечень экстренной помощи? Остановка кровотечения, снятие болевого шока любого характера, борьба с сердечной одышкой, астматическим удушьем, анафилактическим шоком и т. д., и в том числе организация грамотной транспортировки больного или травмированного в другое лечебное учреждение, где он может получить уже медицинскую помощь в полном объеме.
К чему такая информация обывателю? Просто сегодня каждый из нас, оказавшись в любом медицинском заведении, вправе получить, точнее, потребовать оказания ему экстренной медицинской помощи, а другие проблемы восстановления здоровья могут и должны решаться в иных медицинских заведениях в зависимости от профиля лечебного учреждения.
Я не случайно разъясняю эти азбучные истины и для медперсонала амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиник и больниц. Нередко, а в последнее время именно по этой причине, стали умирать больные. Актуальность этой темы для всей России подтверждает и вышедший в прошлом году приказ Минздрава РФ № 149, где в конкретике прописаны эти положения. Тысячу раз могу повторить, что врач и медсестра обязаны в своей работе руководствоваться не столько указаниями и инструкциями начальства, а прежде всего интересами больного. Надо раз и навсегда определиться с тем, что административная черствость не просто опасна – она преступна!
В глазах любого из нас, обращающегося за медицинской помощью, волею обстоятельств оказавшегося на больничной койке, без труда можно прочесть вопросы к медикам: «Вы действительно хотите и можете мне помочь?» И как редко нам удается разглядеть в глазах врача и медсестры: «Я сделаю все, чтобы вылечить вас!» Хотя точнее и правильнее было бы сказать: «Вы поправитесь, мы поможем вам!»
Страждущий человек несчастен – это известная истина. Все богатства мира ничто, если нет здоровья. Впрочем, следует ли скрывать то, что иногда все же деньги оказывают свою спасительную функцию при оплате дорогостоящего лечения, а в основном за них больной, банально, может купить особое к себе отношение. Вот такая объективная реальность нашего сегодняшнего здравоохранения.
У нас несколько больниц, имеющих особый статус в РСО–А, не буду злоупотреблять терминологией: РКБ и КБСП, Детская республиканская клиническая больница, Базовая больница СОГМА, эндокринология и т. д.
Я неплохо знаю предмет, о котором позволяю себе говорить. Тем более что, оценивая в этом материале работу лечебных учреждений столицы нашей республики, я исходил не из собственных наблюдений, а из бесед с разными категориями медицинских работников учреждений, с пациентами больниц, изучал документы…
Согласен с позицией главного врача Клинической больницы скорой помощи г. Владикавказа Э. Фидарова, еще несколько лет назад работавшего главным хирургом консультативно-диагностического Центра Министерства обороны России, о необходимости повышения дисциплины в работе лечебного учреждения, проведении грамотных организационных решений и улучшении кадровой политики больницы.
Проблемы, рассматриваемые ниже, имеются практически в каждом из наших лечебных учреждений, но в большинстве случаев руководители больниц и поликлиник как-то к ним привыкли. А ведь не должно быть такого, чтобы больной, доставленный машиной «скорой помощи», находясь в палате несколько суток, не был даже знаком с лечащим врачом и ни разу не осматривался заведующим отделением. Это не просто нонсенс, это служебное преступление. Или как следует расценить поведение врачей, когда тяжелому больному в течение первых двух часов нахождения в стационаре не ставится диагноз и при этом не проводится консилиума для постановки предварительного диагноза и определения тактики его ведения?! Крайне озабочен главврач квалификацией некоторых сотрудников больницы. При наличии большого числа врачей с регалиями и званиями очевиден реальный кадровый дефицит.
Не могу не согласиться и с той озабоченностью, которую высказывает Э. Фидаров по проблеме лекарственного обеспечения больных. Он утверждает, что все необходимое для оказания экстренной помощи в больнице есть. А возникающие проблемы с дефицитом лекарств более широкого спектра действия, вследствие слабого финансирования больницы, некоторые врачи используют в личных интересах. Они без стеснения готовят длинные списки дорогостоящих «необходимых» лекарств и расходных материалов и напрямую адресуют родственников пациентов в «конкретные» аптеки. И здесь хотелось бы еще напомнить представителям ведомств, контролирующих работу фармпредприятий, о необходимости изучить работу аптек, размещаемых на территории больниц и поликлиник, на предмет соблюдения ими ценовой политики на медикаменты и расходные материалы, включенные в «Список жизненно необходимых лекарственных препаратов». Они порой необоснованно завышены.
Отмечая масштабное мышление, решительные действия и конкретный стиль работы Эльбруса Фидарова, можно быть уверенным в успехе всех поставленных им перед собой и коллективом задач. Для посетителей и пациентов Клинической больницы скорой помощи на видных местах в каждом корпусе развешаны стандартные почтовые ящики с надписью «Почта для главного врача». Главврач рассчитывает на заинтересованное участие пациентов и посетителей больницы в наведении должного порядка в лечебном заведении.
Такого оптимизма нет по Республиканской клинической больнице. Из еженедельного планирования мероприятий клинической больницы «ушли» крайне важные как для медперсонала, так и для пациентов врачебные конференции с участием профессоров и ученых медицинской академии. Сознаюсь, и меня, даже как посетителя больниц, раздражали «пятиминутки» продолжительностью в 1,5–2 часа. Но лаконичная и грамотно проведенная врачебная конференция бесценна для врачей. Это настоящая послевузовская школа для врача с любым стажем и опытом работы.
Стараниями главврача Республиканской клинической больницы В. Легкоева ученые и ординатура отстранены от реального лечебного процесса. Это никак не вяжется с названием этого лечебного учреждения – «клиническая». Не проводятся научно-практические и патолого-анатомические конференции, клинические разборы. Противостояние врачей больницы и преподавательского состава медакадемии крайне негативно сказывается не только на морально-психологическом климате постоянного коллектива больницы, но и, что того хуже, на лечебном процессе. Молодые неопытные врачи, назначаемые на должности заведующих отделениями, выведены из-под наблюдения и кураторства профессорско-преподавательским составом. Создается впечатление, что Республиканской клинической больницей руководит непрофессиональный медик. В больнице периодически возникают проблемы с проведением даже рутинных эндоскопических исследований, не говоря уже о чем-то более серьезном. Крайне слабая база биохимических исследований. Возможно, и не умышленно, но создана ситуация, способствующая увеличению нагрузки для платной консультативной поликлиники. Текучесть медицинских кадров за годы руководства стационаром В. Легкоевым достигла небывалых показателей.
Слабо организована работа в приемном отделении больницы. Направленные на госпитализацию больные неоправданно долго ждут осмотра врачей, крайне медленно заполняются необходимые документы. А ведь часто это тяжелобольные люди, которым в приемном покое никто не хочет предложить хотя бы присесть. Что говорить, даже медперсонал бригад «скорой помощи» отмечает нерасторопность врачей и медсестер приемного покоя РКБ. Речь идет не просто об эффективной организации работы, а об ответственности персонала за оперативность и качество выполнения своей работы.
Совсем по-иному организована работа в Детской республиканской клинической больнице. У нового главного врача этой больницы М. Икаева проблем не меньше, чем у соседа, и коллектив по численности примерно такой же, как в РКБ, но за прошедший год заметно улучшилась ситуация и с лекарственным обеспечением, и с качеством диагностики и лечения. Здесь по-другому поставлены вопросы перед коллективом по формированию ответственности и врачебной этики, иные закладываются взаимоотношения между преподавателями СОГМА и врачами клиники. Главврач детской больницы самым активным образом занят развитием лечебно-диагностической базы лечебного заведения, оснащением его новейшей лечебной и диагностической аппаратурой. Авторитет больницы растет.
Вот и настроение врачей, больных и родственников пациентов, проходящих лечение в Базовой больнице СОГМА, достаточно оптимистично. Здесь отлаженный рабочий ритм, доброжелательная атмосфера хорошего медицинского заведения. Ощущается стиль руководства СОГМА и ректора академии Тамары Гатагоновой – этот стиль доступности руководителя принят за основу и в больнице СОГМА. Главврач И. Туаева полностью владеет информацией буквально обо всем, что происходит в лечебном заведении. Она так выстроила взаимоотношения профессорско-преподавательского состава и врачей больницы, что они объединенными усилиями активно содействуют скорейшему выздоровлению больных. Это одна из лучших в республике больниц и в плане обеспечения лекарственными средствами. Но каких усилий это стоит, как удается этого добиться?
Настоящий талант руководителей проявляется именно в поиске и подключении дополнительных внебюджетных средств. Им удается снять это, подчас очень значительное, бремя с плеч больных вверенной им больницы.
Так все же, какие эмоции посещают больного, заглядывающего в глаза врачей РКБ, КБСП, Базовой больницы СОГМА и Детской клинической больницы? С каким настроением работается медперсоналу наших лечебных учреждений?
Медицина – слишком тонкая и многогранная сфера деятельности, чтобы в ней вести себя неделикатно. И врач, и больной должны чувствовать искреннюю заботу со стороны руководителя больницы. Так должно быть всегда, и это непреходящая аксиома для медицинских учреждений.
Р. S.
Хочу напомнить общественности республики и о том, что во многих регионах России в разрешении конфликтных ситуаций при оказании медицинских услуг самое действенное участие принимают комиссии по медицинской этике. Думаю, такая общественная организация была бы кстати и для Республики Северная Осетия – Алания.
 Автор: В. ХАТАГОВ.
 
« Пред.   След. »