Болеем… по новым правилам |
23.03.2011 г. | |
С 1 января 2011 года вступил в силу новый закон об обязательном медицинском страховании. Отныне любой гражданин страны может получить медицинскую помощь по своему выбору и бесплатно за счет средств ОМС. Как действуют нормы закона и подключаются ли к системе ОМС частные медицинские учреждения? Может ли пациент сам выбирать страховую компанию и клинику? С этими вопросами «СО» обратилась за комментариями к заместителю руководителя территориального Фонда обязательного медицинского страхования Мурату МЕРДЕНОВУ: – Мурат Юрьевич, новый закон касается всех участников рынка медицинских услуг – от пациентов до сотрудников федерального и территориальных фондов ОМС. Что появилось принципиально нового?
– Я лично вижу следующие положительные моменты: во-первых, закреплен выбор за гражданином страховой медицинской организации. Если человек недоволен страховщиком (как-никак, страховая компания отвечает за качество медицинского обслуживания, должна контролировать, хорошо ли лечат в больнице ее клиента, разрешать все возникающие конфликты), он может выбрать другого. До настоящего времени шла, не всегда в рамках закона, борьба страховых компаний за поле деятельности, и на самом деле никто человека не спрашивал, в какой из них он хочет быть застрахован. Теперь это заставит страховые компании бороться за клиентов, делать свою компанию привлекательной, поскольку от количества застрахованных будет зависеть и финансирование. Разработчики закона рассудили таким образом, что компании будут вынуждены бороться за клиентов, привлекать их дополнительными услугами, более активной защитой прав, чем, по идее, должны были и до этого заниматься. Граждане, которые зарегистрированы в определенной страховой компании и не написали заявления, автоматически, по умолчанию, остаются сотрудничать с этим страховщиком. Весьма положительно, на мой взгляд, то, что поэтапно, где-то в 2012–13-е годы регионы должны будут увеличивать платежи на неработающее население – а это основные средства, из чего складывается бюджет здравоохранения в каждом субъекте. То есть, устанавливается федеральный норматив финансирования, и поэтапно каждый субъект должен дойти до этого норматива. Итоги в любом случае будут позитивные. – Судя по нововведениям, получить бесплатную медицинскую услугу теперь можно не просто в любой клинике, но и сменить лечащего врача, а то и просто выбрать себе самого высококлассного специалиста, доступ к которому ранее закрывало территориальное прикрепление? – В принципе, в старом законе эта норма тоже была прописана: по вашему заявлению вам могли поменять лечащего врача. Однако сейчас это сделать более реально: в новых правилах предусмотрена возможность открепления от участка по территориальному принципу: вы пишете заявление – и вас закрепят за участком другого врача. Выбор ЛПУ – это то, что ранее чаще декларировалось, а сейчас есть конкретный механизм. Новый закон дает гражданам более широкий реальный выбор как врача, так и медучреждения. – В том числе, в любом регионе России, а не только там, где зарегистрирован человек? – По новым правилам, человек с полисом ОМС может прийти за помощью вообще в любое медучреждение своего региона или за его пределами, и ему не должны в ней отказать. Если такое случилось, он может пожаловаться в страховую компанию, которая обязана разрешить проблему. И квалифицированную помощь человек получит совершенно бесплатно при наличии полиса. По сути, это всегда было прописано в законе. И реализовывалось на практике – наш фонд оплачивает другим территориальным фондам ежегодно примерно до 90 млн рублей за лечение наших граждан за пределами республики. На практике это происходит так: вы с полисом обращаетесь, к примеру, в лечебное учреждение г. Москвы, лечитесь, а счет за ваше лечение клиника выставляет московскому территориальному фонду ОМС, который, в свою очередь, выставляет его нам, и мы эти деньги возмещаем. Это регулярная работа. Приведу такой пример – у нас на сегодняшний день продолжается сложная переписка с Генпрокуратурой: нашу гражданку прооперировали в Ростовской клинике, операция прошла неудачно, причем, сняли с нее деньги при наличии страхового полиса. Грубо нарушено законодательство, и мы так это дело не оставим. – Бесплатные медуслуги можно получить не только в государственном или муниципальном медучреждении, но и в частном или ведомственном? – Здесь таких понятий как «частный» и «государственный врач» не существует. Есть система ОМС, в которой участвуют как государственные, муниципальные, так и частные учреждения здравоохранения, отдельно практикующие врачи. Если медучреждение входит в систему ОМС, то там есть возможность лечиться бесплатно при наличии полиса – это касается любого учреждения по всей России и при этом не понадобится доплачивать за лечение и консультации, входящие в программу обязательного медицинского страхования. К примеру, в городе есть железнодорожная больница – это ведомственная организация, акционерное общество, которое входит в систему ОМС, и человек, обратившийся туда за медицинской помощью, по полису получит бесплатное лечение, консультации и так далее. Или Центр диагностики и лечения в здании проектного института – там, к примеру, развернуты койки дневного стационара, где людям уже сегодня оказывается медицинская помощь, это все делается по полису, то есть совершенно бесплатно. – Квоты нынешний закон не отменяет? – Квоты не исчезнут. По крайней мере, пока. Проблема в том, что квоты – это высокотехнологичная дорогостоящая медицинская помощь, которая в систему ОМС не входит. Хотя в перспективе это произойдет. Но не в 2011 году. – Представьте себе ситуацию: к одному – наиболее квалифицированному врачу народ валом повалит, а к другому пациенты не захотят идти. У первого – бешеная нагрузка. Кто-то будет ее контролировать? – В реальности, конечно, это трудно выполнимо. Право выбора врача вовсе не означает, что ситуация будет доводиться до абсурда. Но тем не менее каких-то бюрократических препятствий станет гораздо меньше. Выбрать лечебное учреждение, к примеру, где будет более мощная диагностическая база или более квалифицированный специалист – значительно теперь проще, нежели было раньше. Если человек выбрал специалиста и готов отстоять к нему очередь – это его право. – Спрашиваю потому, что повышенный ажиотаж вокруг одного специалиста или клиники, где от количества желающих лечиться мест не прибавится, может повлечь за собой некие проявления коррупции: деньги в конверте – и место в очереди «забронировано»… – Коррупцию? Интересная постановка вопроса, не думали как-то об этом. Хотя, вполне возможно, что и такое может проявиться, однако пока в законе нет «лазеек» для ее возможных проявлений. – Раз уж закон действует с января нынешнего года, надо ли срочно все бросать и бежать менять медполис? Ведь отныне работодатель больше не будет обеспечивать своих работников медицинскими полисами. – Все полисы, выданные до 1 января 2011 года, будут действительны, никаких проблем не должно возникать при их предъявлении. Бессрочные полисы нового образца начнут постепенно выдаваться с 1 мая – причем, в некоторых регионах в виде апробации это будут пластиковые электронные карты, такие, с чипом, где будет содержаться вся история болезни пациента, открыт доступ в единую информационную сеть и т. д. – старые идеи, которые давно уже надо было внедрять. Примерно с 2013 года они повсеместно будут использоваться в виде пластиковых. Полисы выдают страховые компании, причем, если ранее граждане получали их от работодателя, то теперь лично надо будет прийти и забрать. – Не повлечет ли это снова очереди? – Этот вопрос мы, слава Богу, решили, и то, что было еще года два назад при смене страховых компаний, больше не повторится. Правительство все рассчитало таким образом, что пока идет замена полисов, людей можно принимать и по паспортным данным, по прописке. Процедура такова, что ваш страховщик должен сам распечатать ваш полис и, начиная с мая, довести до вашего сведения, что вы можете приехать и забрать его. Возможно – доставят сами. |
« Пред. | След. » |
---|